Премия

Премия (Premium) — надбавка (скидка) к обычной (номинальной) стоимости актива, которая используется как стимул или поощрение.

Относительно ценных бумаг премия — надбавка к номинальной цене, по кредитам — снижение процентной ставки за кредит.

Термин «премия» имеет следующие основные значения:

  1. Взнос, выплачиваемый в соответствии с договором страхования (в том числе страхования жизни).
  2. Разница между номинальной и рыночной стоимостью акции, облигации или другой ценной бумаги.
  3. Разница между ценой эмиссии и рыночной ценой акции или ценной бумаги. Так, при начале операций с акциями нового выпуска говорится, что рыночная цена включает премию по отношению к цене эмиссии.
  4. Цена, которую уплачивает продавцу покупатель свободно обращающегося опциона (option) за право его использования. Надбавки или премии определяются на бирже или на рынке в ходе свободного торга на торговой площадке, а их уровень зависит от предложения и спроса на данный опцион в данный конкретный момент. В целом надбавка/премия, которую запрашивают за опцион, состоит из двух компонентов: его внутренней стоимости (intrinsic value) и его срочной стоимости (time value).
  5. Разница между спотовой ценой/ценой при продаже наличных товаров или валюты и их форвардной ценой/ценой по сделкам на срок.
  6. Бонус, предоставляемый клиентам банка с тем, чтобы заинтересовать их в открытии счета.

Премия — это также одна из форм материального поощрения работников предприятия за выполнение ими плановых заданий, договорных обязательств, повышение эффективности производства и улучшение качества продукции (работ).

Величина премии увязывается с достижением конкретных количественных или качественных результатов в трудовой деятельности человека. Как действенное средство мотивации к высокопроизводительному труду премии широко используются на практике. Источник премирования: фонд заработной платы, прибыль предприятия.

Премия входят в состав дополнительной части заработной платы. Размер премии, как правило, определяется в процентном отношении к основной (тарифной) части заработной платы работника или группы работников, но может соотноситься и с суммой достигнутой прибыли. Он должен быть достаточным для создания необходимой материальной заинтересованности в результативности труда всех категорий работников.

Системы премирования, сроки и размеры премии за достижение тех или иных показателей и порядок снижения премии предусматриваются Положением о премировании, утверждаемым администрацией предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и включаемым в коллективные договоры.

Показателями, достижение которых является основанием для получения премии, могут быть: выполнение и перевыполнение плана выпуска качественной продукции, сверхплановое снижение себестоимости продукции, сокращение сроков выполнения работ, экономия сырья и других материальных ценностей и т.д. При несоблюдении условий премирования размер премии снижается или она вообще не начисляется.

Премии делятся на две группы:

  1. обусловленные системой оплаты труда (дополнительная надтарифная оплата за достижение определенных результатов труда);
  2. не обусловленные действиями системы заработной платы – поощрительные выплаты, не обязательные для администрации, а только наделяющие ее правом их осуществить (например, единовременные разовые премии по результатам конкурсов, смотров, за рационализаторские предложения и др.).

(См. Дисконт, Маржа).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + пятнадцать =