Правительственные займы

Правительственные займы (public credit) – форма государственного долга страны: способность политических организаций, исполнительных органов власти приобретать средства в обмен на свое обещание их выплатить.

Правительственные займы предоставляются в виде облигаций и обязательств правительства и прочих государственных органов (на муниципальном уровне – муниципальные займы).

Правительственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по правительственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме правительственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Правительственные займы размещаются на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Правительственные займы классифицируются следующим образом:

  1. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему.
  2. По сроку заимствования займы могут быть краткосрочными (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 лет и выше).
  3. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами; внутренние займы – перед резидентами.
  4. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств правительственные займы могут быть закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Беззакладные займы не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства.
  5. По форме выплаты дохода правительственные займы могут быть следующих видов: процентные (доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала), дисконтные (доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику); выигрышные (доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрышей); индексационные (доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).
  6. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, выделяют обязательства (займы) с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
  7. По признаку держателей ценных бумаг различают займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.
  8. По субъектам эмитентам займы классифицируются, например, на займы, выпускаемые правительством и местными органами управления.
  9. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + пятнадцать =