Потребление

Потребление (consumption) – завершающая фаза цикла воспроизводства: использование произведенных товаров и услуг в процессе удовлетворения экономических потребностей.

По назначению потребляемых благ различают потребление непроизводственное (личное – продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и др., потребности в жилище, образовании, отдыхе – и общественное – совместные потребности в культуре, науке, безопасности и др.) и производственное (когда продукция вновь направляется в процесс производства – сырье, топливо, энергия, машины, оборудование и т.п.). В зависимости от вида потребляемых благ различается потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг.

Однако производство средств производства не является самоцелью, а служит средством для расширения производства конечного потребления. Спрос на продукцию производственного потребления возрастает лишь при увеличении спроса на потребительские товары.

Потребление – не только завершающая фаза процесса воспроизводства, но и новая предпосылка для его возобновления. В зависимости от того, кто, что и сколько потребил, зависят трудовая мотивация, активность и рациональность экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Величина, качество и уровень потребления общественных благ зависят от общего состояния экономики страны и степени наполнения доходной части бюджета. Потребление оказывает огромное воздействие на развитие производства. Оно может быть как мощным фактором социально-экономического прогресса, так и причиной регрессивных явлений в обществе.

Потребление определяет накопление человеческого капитала, формирует эффективный спрос, обеспечивающий динамизм и саморегулирование рыночной экономики.

Современная экономическая теория опирается на выводы о мощном ускоряющем воздействии потребления как на тенденции экономического роста в целом, так и на вызревание в нем предпосылок эволюции самой модели хозяйствования и ее постоянной адаптации к меняющимся условиям производства и потребности общества. Увеличение потребления всего населения обусловлено устойчивым ростом производства.

Потребление —

  1. использование потребительских товаров (consumer goods) и услуг для удовлетворения текущих потребностей отдельных лиц, организаций и государства;
  2. сумма денег, израсходованная на приобретение потребительских товаров и услуг в национальном хозяйстве в целом.

Экономисты противопоставляют эту величину (иногда называемую потребительскими расходами (consumers’ expenditure) сумме денег, израсходованной на инвестиции (investment), которые обеспечивают будущее потребление. В большинстве стран около 80% национального дохода расходуется на потребление, а остальное – на капиталовложения. Однако не всегда удается провести четкое различие между потреблением и капиталовложениями, так как некоторые товары, например потребительские товары длительного пользования, предназначены для текущего и будущего потребления.

Потребление — расходы на поддержание жизни или получения удовольствия в отличие от затрат на будущее производство. В счетах национального дохода проводится различие между личным потреблением и потреблением государственных организаций. Личное потребление включает в себя расходы на товары краткосрочного пользования, представленные немедленно потребляемыми товарами и услугами, и расходы на товары длительного пользования, такие, как автомобили, которые предположительно должны служить в течение ряда лет. Все эти различия проведены достаточно произвольно: например, расходы на поездки к месту работы относятся к потреблению, хотя найдется очень мало людей, которым такие поездки доставляют удовольствие. Автомобили, купленные частными лицами, включаются в категорию потребления, тогда как автомобили, приобретенные их работодателями, учитываются как инвестиции. В Великобритании лекарства, купленные самостоятельно, относят к категории личного потребления, а те же самые лекарства, полученные бесплатно через систему Государственной службы здравоохранения, считаются уже государственным потреблением.