Постоянные затраты (издержки) (fixed cost; FC; fixed expenses) — текущие затраты предприятия, которые носят неизменный (на протяжении рассматриваемого периода) характер и не зависят от объема его производственной и сбытовой деятельности (см. Затраты).
Постоянные затраты — расходы предприятия, не зависящие непосредственным образом от объема производимой продукции, которые не могут быть в течение короткого периода времени ни увеличены, ни уменьшены с целью роста или сокращения выпуска продукции. Обычно это расходы на содержание зданий, долгосрочную аренду помещений, оплату административно-управленческого персонала.
Постоянные затраты — элемент модели точки безубыточности, представляющий собой затраты, которые не зависят от величины объема выпуска, противопоставляемые переменным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Увеличение объемов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счет положительного эффекта масштаба.
На практике используется понятие условно-постоянные затраты, так как, хотя данный вид расходов присутствует даже во время простоя предприятия, их величина может быть изменена в зависимости от величины выбранного периода времени.
Данный тип затрат во многом пересекается с накладными, или косвенными затратами, сопутствующими основному производству, но не связанными с ним напрямую.
Постоянные затраты обычно являются косвенными затратами с точки зрения расчета себестоимости продукции. Т.е. они не могут быть напрямую (без дополнительных расчетов) включены в себестоимость определенного вида изделий, услуг. Или это экономически нецелесообразно.
Постоянные затраты являются постоянными только для целей краткосрочного анализа. В долгосрочной переспективе они изменяются в связи с изменениями размера предприятия, финансовых договоренностей, арендных и страховых отчислений.
Так как постоянные затраты не зависят от объема, доля постоянных затрат в стоимости каждой единицы продукции будет убывать при росте объема и увеличиваться при уменьшении объема. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению или росту стоимости, соответственно. При некотором объеме, называемом точкой безубыточности, стоимость единицы продукции станет такова, что выручка будет только покрывать затраты.