Пошлина

Пошлина (fee, duty) –

  1. вид оплаты, денежный сбор, взимаемый некоторыми государственными и местными учреждениями (судом, арбитражем, таможней, нотариатом и т.д.) за оказание законно установленных услуг, т.е. выполнение их функций;
  2. денежная повинность, взимаемая в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Пошлина бывает простая и пропорциональная. В определенных законодательством случаях пошлина подлежит возврату.

Пошлины были известны еще в Древней Греции, преимущественно в форме пошлины на морскую торговлю. Особое развитие практика взимания пошлин получила в Афинах с конца V в. до н.э. В Древнем Египте пошлины составляли важную статью государственного дохода (их размер доходил до 50% стоимости товара). В Римской империи пошлина (portoria) вносились при пересечении государственной границы; наряду с прямыми налогами пошлины были важнейшими источниками государственного дохода.

Исторически в средние века пошлиной назывались взимаемые государством, городами и отдельными феодалами сборы за пользование дорогами, мостами, портовыми сооружениями и т.д. С укреплением централизованной власти взимание пошлины стало монополией государства.

В современных государствах пошлина представляет собой разновидность налогов на обращение. Такой пошлиной, например, является гербовый налог (см. Гербовый сбор). Наибольшее распространение имеют регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные пошлины.

Часто понятия налога и пошлины (как и сбора) в экономической литературе отождествляются, хотя они имеют некоторые чисто теоретические различия. Пошлина не является ценой услуги или ее элементом, хотя уплачивается в связи с оказанием услуги. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, но связана с общественно-полезной функцией суда – поддержанием режима законности.

Пошлины предназначены для покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных функций. Пошлина не обусловливает существование государственного органа, т.к. он может финансироваться из других источников. Напротив, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.

Уплата пошлины производится только теми лицами, которые вступают в отношения с соответствующим органом, т.е. в результате свободного выбора плательщика, тогда как обязанность уплаты налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения.

Характер пошлины (как сборов) предполагает использование других принципов при определении размеров платежа, чем при налогообложении: учет платежеспособности лица не является отправным моментом.

Размер пошлины (сбора) определяется из размера и характера услуги, но это не означает абсолютной свободы при назначении размера платежа. Размер пошлины (сбора) должен быть обоснован; в тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения не сопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип можно считать нарушенным. Кроме этого, размер пошлины (сбора) не должен ограничивать возможность граждан использовать их конституционные права, возможность получать от государства те или иные услуги, т.к. эти права предоставляются вне зависимости от внесения каких-либо платежей. Например, право граждан на образование государство должно финансировать за счет налогов, а не пошлин и сборов, иначе возник бы «барьер доступности» образования. В конституциях ряда стран (например, Германии) содержатся запреты требовать возмещения за оказание подобного вида услуги.

В налоговых системах некоторых государств пошлины не являются налоговыми платежами.

Пошлины классифицируют по характеру услуг, в связи с которыми они возникают. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о приобретении или прекращении гражданства), пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты), и пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы, понесенные обществом в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушительное действие на дороги).

Выделяют пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др. В отечественном законодательстве существует три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная. Государственная пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда документов и др.), за предоставление особого права (право на охоту). Регистрационные пошлины взимаются, например, при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель. Таможенные пошлины взимаются в связи с совершением экспортно-импортных операций.