Портфельный анализ

Портфельный анализ (portfolio analysis) – оценка состояния совокупности активов, служащих инструментом сохранения капитала инвестора и получения им дохода.

При проведении портфельного анализа менеджеры частных и институциональных инвесторов обрабатывают значительные массивы информации, используя количественные инструменты анализа инвестиций.

Цель портфельного анализа – создание диверсифицированного портфеля ценных бумаг с наивысшим уровнем ожидания доходности и удовлетворительным уровнем риска.

Портфельный анализ способствует повышению эффективности финансовых рынков. Диверсификация приводит к снижению общего риска портфеля вследствие существенного уменьшения собственного риска и усреднения рыночного риска, т.к. стандартное отклонение (мера риска) всего портфеля при этом оказывается меньше стандартных отклонений каждого вида ценных бумаг, входящих в портфель.

Для финансового менеджера формирование, анализ и управление портфелем – свидетельство расширения сферы влияния и упрочения позиций фирмы на рынке ценных бумаг, проявление профессионализма в решении проблемы оптимального использования средств инвестора путем вложения капитала в ценные бумаги с наилучшими инвестиционными качествами и обеспечения дополнительного источника высокого дохода с наименьшим риском.

Комплексный подход к проблеме управления портфелем и принятия инвестиционных решений предлагает так называемая портфельная теория. В основе портфельной теории (portfolio theory) лежит предположение о том, что инвестор должен получать компенсацию за принимаемый риск и что возможно численное выражение соотношения риска и дохода. Вместо анализа характеристик отдельных портфельных вложений она имеет дело с определением статистических взаимосвязей ценных бумаг, входящих в портфель. Подход разбит на 4 этапа:

  1. оценка всех видов активов с точки зрения ожидаемых дохода и риска (security valuation);
  2. принятие решения о распределении активов (asset allocation decision) между различными классами инвестиций (например, вложения в недвижимость, акции, облигации);
  3. оптимизация доходности портфельных вложений по ожидаемым уровням риска (portfolio optimization);
  4. оценка результатов (performance measurement) по каждому виду ценных бумаг и классификация рисков на систематические (относящиеся к рынку) и несистематические (относящиеся к отрасли экономики или виду бумаг).

Характер зависимости между ожидаемой доходностью и степенью рискованности актива измеряется коэффициентом «бета» (отражающим относительную неустойчивость (volatility) акций – чувствительность их котировок по отношению к рынку в целом, представленному индексом Standard&Poor’s 500, принимаемым за «бета», равный 1) и описывается моделью оценки финансовых активов (Capital Asset Pricing Model – CAMP), которая является теоретической основой ряда методов, применяемых в инвестиционной практике. Лишь после этого инвестор может определить структуру так называемого «касательного» портфеля, а также ожидаемую доходность и среднеквадратическое отклонение.

Возможно пассивное управление, когда достигается эталонный уровень эффективности (им, как правило, могут быть рыночные индексы, например, S&P 500, или специфические эталоны, отражающие специфику инвестиций), либо активное управление с целью получить доходность выше эталонной (активную доходность). Стандартные отклонения активной доходности есть активные риски.

Разницу между долями различных акций в реальном и эталонном портфелях называют активной позицией. Различные комбинации активного риска и активной доходности, которые менеджер считает равноценными, отражают кривые безразличия.

Существует бесконечное множество потенциальных комбинаций ценных бумаг в портфеле. Анализ и оценку упрощает так называемая теорема об эффективном множестве: инвестор выбирает оптимальный портфель из множества портфелей, каждый из которых обеспечивает максимальную ожидаемую доходность для некоторого уровня риска и минимальный риск для некоторого значения ожидаемой доходности (набор портфелей, удовлетворяющих этим условиям, называют эффективным множеством, или эффективной границей). Эффективное множество является подмножеством достижимого (потенциального) множества. Концепции эффективного множества и оптимального портфеля ценных бумаг – основополагающие в современной инвестиционной теории.

В начале 50-х гг. американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1990 г. Марковиц дал решение проблемы их определения, используя алгоритм квадратичного программирования (метод критических линий). С его помощью инвестор может оценить ожидаемую доходность, стандартные отклонения и ковариации для определения эффективного множества. Имея оценку своих кривых безразличия, отражающую индивидуальный допустимый риск, он может перейти к определению оптимального портфеля, отмечая на графике те точки, где одна из кривых безразличия касается (но не пересекает) эффективного множества.

С развитием факторных (индексных) и иных моделей риска, т.е. попыток, учитывающих основные экономические силы, систематически воздействующие на курсовую стоимость всех ценных бумаг, и появлением в 80-х гг. высокопроизводительных компьютеров определение эффективного множества для нескольких тысяч ценных бумаг стало возможным в считанные минуты. Такой процесс применения оптимизационной техники стал называться оптимизацией. Однако менеджеров-«оптимизаторов» относительно немного, большинство инвесторов и менеджеров предпочитают интуитивное и субъективное принятие решений, игнорируя системную и формальную структуру и считая, что «оптимизаторы» уничтожают «артистизм» управления инвестициями.

В макроэкономике, портфельный анализ — концепция, относящаяся к количественной теории денег и рассматривающая оптимальное сочетание форм богатства (достояния, включая деньги, государственные облигации, недвижимость и т.д.), между которыми экономические субъекты делают выбор, стремясь к наиболее эффективному использованию этого богатства.

Портфельный анализ в маркетинге — анализ видов продукции (видов деятельности или видов проектов) с использованием классификации всех товарных рынков фирмы по двум независимым критериям измерений: привлекательности рынка и конкурентной силы фирмы на этом рынке. Портфельный анализ осуществляется с целью выработки стратегических решений относительно направлений развития многопрофильной фирмы. Фирма должна разобраться, для каких комбинаций продуктов и рынков следует сформулировать целостные самостоятельные стратегии, причем так, чтобы они как минимум не противодействовали и не ослабляли другие стратегические программы. Портфель фирмы состоит из стратегических хозяйственных единиц, именуемых также стратегическими бизнес-единицами. Портфельный анализ основывается на следующих принципах и технологиях:

  • четкое распределение направлений деятельности по рынкам товара или сегментам;
  • использование индикаторов конкурентоспособности и привлекательности, позволяющих сравнивать стратегическую ценность различных направлений;
  • связь между стратегическим положением и экономическими и финансовыми показателями.

Портфельный анализ традиционно воплощается в матричной форме. Особую известность портфельный анализ получил благодаря работам Boston Consulting Group (BCG, или, по-русски, Бостонской консультационной группы, БКГ).

Матрица БКГ, именуемая также матрицей «рост-доля рынка», использует два критерия классификации имеющихся и возможных товарных стратегий компании: темпы роста целевого сегмента рынка как характеристика его привлекательности и доля рынка относительно самого опасного (наиболее крупного) конкурента как характеристика конкурентоспособности (см. Планирование в системе менеджмента).

Наряду с матрицей БКГ в портфельном анализе используется матрица «привлекательность — конкурентоспособность», именуемая также матрицей General Electric (GE), или матрицей МакКинси. Еще один инструмент портфельного анализа предложен Д. Абелем — трехмерная матрица, при составлении которой используются три параметра: функции товара, потребители и технология.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =