Политика управления инновационными инвестициями

Политика управления инновационными инвестициями (innovations investment management policy) — часть общей инвестиционной политики предприятия, обеспечивающей эффективное формирование и использование инновационной части его нематериальных активов.

Разработка политики управления инновационными инвестициями предприятия осуществляется по следующим этапам:

  1. Анализ состояния инновационных активов, используемых предприятием в предшествующем периоде. Целью такого анализа является изучение динамики общего объема и состава используемых инновационных активов, их удельного веса в общем объеме нематериальных и внеоборотных активов предприятия, системы показателей эффективности их использования.
  2. Формирование общей потребности в инновационных инвестициях в планируемом периоде в соответствии с используемой инновационной стратегией предприятия. Различают следующие четыре типа инновационной стратегии предприятия, которые определяют объем и виды его инновационных инвестиций:
    • «Все новое — сам». Этот тип инновационной стратегии связан с деятельностью предприятий, самостоятельно разрабатывающих и первыми внедряющих инновации. Общая потребность в инновационных инвестициях при этом типе инновационной стратегии формируется преимущественно за счет объема разработки новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия и частично за счет приобретения патентов.
    • «Быстрый второй». Суть этого типа инновационной стратегии заключается в том, что предприятие, наблюдая за инновационной деятельностью своих конкурентов быстро подхватывает и реализует осуществленные ими инновации. Общая потребность в инновационных инвестициях при таком типе инновационной стратегии формируется преимущественно за счет объема разработки научно-технической продукции в форме «инжиниринга» и частично за счет приобретения ноу-хау.
    • «Отставание с минимальными затратами». Этот тип инновационной стратегии заключается в том, что предприятие сознательно не осуществляет разработку своими силами новой научно-технической продукции, а ждет ее появления на рынке, используя ее впоследствии при существенном снижении стоимости ее приобретения. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется преимущественно за счет приобретения ноу-хау.
    • «Заполнение пробелов». В основе этого типа инновационной стратегии лежит реализация лишь отдельных элементов инновационной продукции, имеющейся на рынке. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется в основном за счет объема приобретения неисключительных лицензий на ноу-хау и франчайзинга.
  3. Выбор и оценка стоимости объектов инновационных инвестиций. Этот процесс осуществляется в два этапа. На первом этапе в разрезе видов инновационных инвестиций, предусмотренных к реализации в соответствии с избранной стратегией, изучается предложение и формируются конкретные объекты инвестирования (приобретение ноу-хау, оплата инжиниринговых услуг и т.п.), требующие финансирования в предстоящем периоде. На втором этапе производится оценка стоимости отдельных объектов инвестирования. Такая оценка базируется на следующих принципах:
    • по научно-технической продукции, рыночная стоимость которой определена и зафиксирована продавцом, оценка осуществляется на основе цен предложения;
    • по продукции, не имеющей аналогов (обычно специфические инжиниринговые услуги), оценка осуществляется на основе договорных цен, предварительно согласованных с исполнителем;
    • по научно-технической продукции, разрабатываемой предприятием, оценка осуществляется по объему соответствующего капитального бюджета на ее разработку.
  4. Планирование потребности в инвестиционных ресурсах по отдельным этапам осуществления инновационной деятельности. Такие расчеты осуществляются с учетом общей стоимости объектов инвестиций и жизненного цикла инноваций (он состоит из следующих стадий:
    • разработка инновационного решения;
    • первичное внедрение в эксплуатацию;
    • расширение внедрения;
    • совершенствование инновации;
    • прекращение инновации.
  5. Определение эффективности инновационных инвестиций. Оно основано на использовании тех же показателей, что и по реальным инвестициям (см. Оценка эффективности реальных инвестиций). Прибыль от внедрения инноваций рассчитывается методом прямого счета или методом разниц (разница между суммой прибыли после и до внедрения инновации).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 14 =