Планирование

Планирование (planning) — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Кроме того, выделяется планирование отдельных видов ресурсов, например финансовое планирование, социальное планирование.

Планирование — разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное, внутрифирменное планирование. На макроэкономическом уровне — важный элемент системы управления обществом и средство осуществления социально-экономической политики государства.

Планирование — процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.

Различают индикативное и директивное планирование. Индикативное планирование состоит в определении экономических приоритетов. Индикативный план имеет рекомендательный характер. Он дополняется набором экономических инструментов, призванных стимулировать его реализацию (налоговая, кредитно-денежная политика и др.). Главные достоинства индикативного планирования – снижение неопределенности при принятии решений, увеличение стабильности национальной экономики. Индикативное планирование в наибольшей степени развито во Франции. Планирование на микроуровне (внутрифирменное планирование) может быть ориентировано на достижение конечных результатов (осуществление инвестиционных проектов в целях успешного развития предприятия, освоения новых технологий, видов продукции, сегментов рынка, каналов сбыта, эффективного использования человеческих ресурсов и т.п.).

Директивное планирование используется в странах с командно-административной системой экономики и осуществляется из единого государственного центра. План в этом случае обязателен к выполнению и имеет силу закона. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В государствах централизованно планируемой экономики с иерархической структурой управления народным хозяйством планирование строится по иерархическому принципу. При этом центральные органы управления в основном сосредотачиваются на определении важнейших пропорций общественного производства и ограниченного количества натуральных, стоимостных и трудовых показателей.

В экономике рыночного типа гораздо более распространено планирование на уровне компаний, фирм, которое зачастую носит индикативный, ориентирующий характер.

Основные принципы планирования:

  1. Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:
    • хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
    • производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
    • научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
    • социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
    • экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
  2. Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
  3. Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
  4. Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
  5. Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
  6. Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: выручка от реализации продукции, прибыль и доля на рынке.

Планирование — ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Различаются: текущее планирование, среднесрочное и долгосрочное перспективное планирование, целевое планирование.

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, «продукт-рынок». При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

По характеру доведения плановых заданий до исполнителя возможны три вида планов:

  1. императивный план, централизованно устанавливающий точные задания всем производственным ячейкам;
  2. нормативный план, при котором централизованно определяются обезличенные нормативы, например, цены;
  3. смешанный план, сочетающий элементы императивного плана (в отношении наиболее крупных решений, пропорций и темпов) с элементами нормативного плана, дающими определенную свободу действий производственным ячейкам в рыночных условиях.

В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. В планировании используются следующие основные методы:

  • нормативный — на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
  • балансовый — целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
  • экстраполяции — выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
  • интерполяции — предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
  • факторный — на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
  • матричный — путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
  • экономико-математического моделирования и другие.

Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =