Паритет покупательной способности

Паритет покупательной способности (Purchasing Power Parity, РРР) — соотношение покупательной способности отдельных валют для определенной группы товаров и услуг в двух странах. Считают, что идея паритета покупательной способности была выдвинута еще в 1556 г. Мартином де Аспикуете Наварро, а основы концепции заложил Ж. Боден. Позже ее исследовали Д. Рикардо и Д. Юм, а в окончательном варианте она была сформулирована лауреатом Нобелевской премии Ирвингом Фишером (1867-1947). Согласно теории паритета покупательной способности валютный курс изменяется настолько, насколько это нужно для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах. Иначе говоря, цена единицы одного и того же товара в одной стране должна соответствовать цене на этот товар в другой стране, перечисленной по текущему валютному курсу.

Например, при занижении курса японской иены по отношению к американскому доллару японские товары в США будут стоить дороже, а американские в Японии — дешевле. С оттоком долларов за границу происходит падение цен на товары на внутреннем рынке страны и повышение цен за границей вместе с одновременным увеличением спроса на товары на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению цен или повышению курса валюты. Такой процесс может происходить до тех пор, пока обе валюты не достигнут определенной пропорции, которая бы отражала сбалансированность цен на один и тот же товар в разных странах. Поскольку разная покупательная способность валют (оцениваемая на основе стоимости «потребительских корзин») приводит к их перемещению туда, где на единицу валюты можно приобрести больше товаров и услуг, то курсы валют, при прочих равных условиях, в конце концов должны прийти к равенству (паритету) покупательной способности.

Для того чтобы данная экономическая модель применялась на практике, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, издержки на перемещение товаров из одной страны в другую должны быть минимальными: низкая цена транспортировки, отсутствие таможенных пошлин и т.п. Во-вторых, валюты должны быть свободно конвертируемыми, то есть в любом объеме обмениваться одна на другую без государственного регулирования, валютного контроля и т.д.

В зависимости от номенклатуры товаров, которые принимают для расчета, паритет покупательной способности может быть частичным (по ограниченному перечню товаров или товарных групп) или общим (по валовому национальному продукту).

Существует несколько методов расчета паритета покупательной способности валют:

  1. сопоставление стоимости сравнительного набора товаров и услуг (потребительской корзины) в различных странах;
  2. индексный метод;
  3. расчет на основе соотношения издержек производства;
  4. расчет на основе соотношения эффективных производственных расходов — заработной платы и производительности труда.

Сторонники теории паритета покупательной способности считают, что выравнивание валютного курса на основе сопоставления покупательной способности валют происходит не автоматически, а в условиях действия других факторов. В связи с тем, что процесс формирования валютного курса относится к сфере международных расчетов и является одной из задач денежно-кредитной политики центрального банка, можно считать, что он является элементом теории. На основе трансформации «уравнение обмена» И. Фишера паритет покупательной способности валют стран А и В можно выразить формулой:

PPP = (MB * VB * QA):(MA * VА * QB)

При таких условиях валютный курс прямо пропорционален объему денежной массы и скорости обращения денег и обратно пропорционален объемам производства, что дает основания считать его показателем состояния равновесия национальной экономики.

В связи с различием уровней экономического и политического развития различных стран, климатическими, социально-культурными особенностями и т.д. оценка и прогнозирование валютных курсов на основе теории паритета покупательной способности в современной экономике имеет ограниченное практическое применение, поэтому данный показатель следует рассматривать как одну из составляющих общего процесса курсообразования.

На практике теория паритета покупательной способности не находит достаточного подтверждения, т.к. валютные курсы, которые определяются спросом и предложением на валютных рынках, зависят также от таких факторов, как состояние платежного баланса страны, уровень инфляции, уровень процентной ставки, спекулятивные операции на валютных биржах, политика государственного регулирования и др. Кроме того, многие товары и услуги не попадают во внешнеторговый оборот, т.е. их относительные цены не учитываются при определении валютного курса.

Наиболее простой вариант расчета курсов валют по паритету покупательной способности представляет собой так называемый индекс бигмака — показатель, введенный журналом The Economist и позволяющий сравнить котировки, исходя из стоимости основного продукта ресторана быстрого обслуживания.

(См. Валютный курс, Валютная политика, Режим валютного курса).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 5 =