P2P-кредитование

P2P-кредитование

P2P-кредитование обычно расшифровывается как «peer-to-peer кредитование» («кредитование среди равных», «одноранговое кредитование») или «person-to-person кредитование» («кредитование от человека человеку»), может использоваться и выражение «социальное кредитование». Этим термином обозначают выдачу и получение займов физическими лицами напрямую, без использования в качестве посредника традиционных финансовых институтов (банков, кредитных союзов). Обычно P2P-кредитование реализуется с помощью специальных интернет-сайтов, где пользователь может выступать и в качестве кредитора, и в качестве заемщика.

Большинство выдаваемых в рамках подобных сервисов кредитов (займов) являются необеспеченными частными займами (выдаваемыми и получаемыми физическими лицами), но в отдельных случаях возможно участие в данном процессе и компаний (юридических лиц). P2P-кредитование отличается от традиционного кредитования повышенным уровнем риска, так как в большинстве случаев невозможно проверить кредитную историю заемщика и провести качественный скоринг. Соответственно, и ставки по подобным кредитам относительно высоки. Кредиторы могут понизить риск невозврата средств, выдавая массу мелких кредитов разным заемщикам.

Ставки по P2P-кредитам могут быть как фиксированными, так и определяемыми на основе обратного аукциона. В последнем случае потенциальный заемщик устанавливает максимальный уровень ставки, под которую он согласен взять кредит, а потенциальные кредиторы торгуются между собой, предлагая деньги по меньшей ставке.

Компании-посредники, организующие P2P-кредитование, получают доход от фиксированных платежей со стороны заемщиков или в виде небольшого процента от сумм кредитов, взимаемого как с заемщика, так и с кредитора.

P2P-кредитование не вписывается ни в одну из трех категорий традиционных финансовых институтов: депозитарии, инвесторы, страхователи, и иногда классифицируется как альтернативная финансовая услуга. К ключевым характеристикам P2P-кредитования относится следующее:

  • займы предоставляются на коммерческих условиях;
  • возможность отсутствия связи или каких-либо предшествующих самой операции отношений между кредиторами и заемщиками;
  • посредничество специализированной кредитной организации;
  • экономические операции осуществляются онлайн;
  • кредиторы могут сами выбирать, в какие займы они хотят инвестировать;
  • займы не обеспечены и не защищены условиями государственного страхования;
  • займы представляют собой ценные бумаги, которые можно продавать другим кредиторам.

Первая компания, организовавшая P2P-кредитование в Интернете, была создана в Великобритании в 2005 г. и получила название Zopa (Zone of Possible Agreement). Сегодня она остается крупнейшим подобным сервисом с объемом выданных кредитов более чем на 800 млн. фунтов стерлингов. В США первые кредитные компании P2P появились в 2006 г. — Prosper и Lending Club. Они также сохраняют лидерские позиции — как в стране, так и в мире. В 2015 г. компания Prosper выдала кредитов более чем на 4 млрд. долл., Lending Club — на 8 млрд. долл. Среди других известных в мире площадок P2P-кредитов можно назвать Avant, SoFi, Funding Circle, Trustbuddy и Thincats. При этом если Lending Club и Prosper специализируются на традиционном потребительском кредитовании, то OnDeck, Kabbage и Funding Circle больше ориентированы на представителей малого бизнеса, а SoFi специализируется на студенческих кредитах, в итоге заняв почти всю эту нишу.

На сегодня мировой объем P2P-кредитования оценивается в 64 млрд. долл., а в 2020 г., по оценкам аналитиков Morgan Stanley, может достичь 300 млрд. долл. Среднегодовой рост данного сегмента финансового рынка превышает последние годы 120%.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 7 =