Ожидания

Ожидания (expectations) – представление о будущих значениях тех или иных экономических переменных в условиях неопределенности. Ожидания влияют на экономическое поведение индивидуумов, фирм и государства. Прогнозирование возможной выручки определяет принятие решений о начале производства того или иного товара.

Главной нерешенной проблемой в экономике является проблема неопределенности будущего, особенно при наличии у каждого отдельного лица своего собственного представления об этом будущем (см. Риск и неопределенность). Исходя из этого, многие исследования включают ожидания в экономические модели.

Инфляционные ожидания – ожидания будущего повышения цен, стимулируют покупательский спрос и в свою очередь ускорение инфляции. В этом случае ожидания выступают как самооправдывающийся прогноз.

Адаптивные ожидания (adaptive expectations) – ожидания, которые постоянно пересматриваются с учетом реально происходящих изменений. В адаптивных моделях предполагается, что ожидания людей постепенно приближаются к фактическим результатам наблюдений. Если результаты фактических наблюдений постоянным или случайным образом колеблются вокруг постоянного уровня, адаптивные ожидания постепенно становятся приблизительно верными; однако, если в фактических результатах наблюдений просматривается тренд, адаптивные ожидания отстают от действительности и систематически оказываются ошибочными.

Экстраполированные ожидания основываются на предположении, что наблюдаемые в прошлом тенденции сохранятся и в будущем. В процессе исследования рыночного равновесия разработана теория рациональных ожиданий (rational expectations) – статистических оценок будущего развития, которые основаны на учете всей доступной информации о прошлом протекании процесса и предполагаемых мер по его изменению. Например, в прогнозе инфляционного процесса рациональными оказываются ожидания будущего роста цен на основе как анализа их движения в прошлом, так и сведений о политических и экономических мерах, готовящихся правительством и способных влиять прямо или косвенно на уровень цен. При этом прогнозы оказываются в среднем верными.

Концепция рациональных ожиданий выдвинута Дж. Мутом в начале 60-х гг. и развита американским экономистом лауреатом Нобелевской премии по экономике 1995 г. Р. Лукасом (р. 1937). Лукас показал, что с учетом рациональных ожиданий экономических агентов росту занятости не обязательно должен сопутствовать рост инфляции (что противоречит выявленной австрийским экономистом и статистиком А. Филлипсом по данным экономики Великобритании за 1861–1957 гг. эмпирической зависимости – так называемой кривой Филлипса – об обратной связи уровня безработицы и темпа инфляции, из которой следовала возможность управлять безработицей, варьируя инфляцией). Отсюда вытекает, что в борьбе с безработицей необходимо опираться на макроэкономические и другие меры, способствующие уменьшению инфляции.

Некоторые ожидания можно отнести к категории самосбывающихся: например, если люди ожидают роста цены актива, они начинают его покупать или, наоборот, откладывать его продажу в ожидании повышения цены, что автоматически ведет к росту цены. В других случаях ожидания оказываются самоопровергающими: например, если ожидается повышение цен фермеры постараются увеличить урожай, это автоматически будет способствовать ограничению роста цены.

Ожидания не поддаются непосредственному наблюдению, однако о них можно судить по действиям людей. Даже если организации открыто объявляют о своих намерениях, целью подобных объявлений обычно является оказание воздействия на людей в процессе принятия ими решений, поэтому к ним нельзя относиться как к абсолютно достоверной информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + пятнадцать =