Операционная деятельность банка

Операционная деятельность банка (Bank Operating Activities) —

  1. Основная деятельность банка, приносящая доход, а также другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционными или финансовыми.
  2. Совокупность технологических процессов, связанных с документированием информации по операциям банка, проведением их регистрации в соответствующих регистрах, проверкой, выравниванием и осуществлением контроля за операционными рисками.

Основными задачами операционной деятельности банка являются:

  • распределение обязанностей и полномочий по осуществлению и надлежащему документированию всех операций;
  • своевременное, полное и достоверное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета;
  • накопление и хранение подробной информации обо всех операциях;
  • защита активов банка от потенциальных убытков, определение потенциальных операционных рисков и управление ими;
  • установление лимитов на осуществление отдельных операций;
  • создание адекватной системы внутреннего контроля.

Все банковские операции оформляются соответствующими документами, которые удостоверяют осуществление операции и подтверждают ее законность. Под банковской документацией понимают совокупность документов, которые используют банки для отображения своих операций в бухгалтерском учете. Банковский документ — письменное распоряжение клиента или ответственного работника банка на проведение денежно-расчетной или иной операции в банке. Основанием для бухгалтерского учета операций банка являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления этих операций. Первичные документы составляются при осуществлении операции в бумажной форме или в виде электронных записей.

Банковские документы по отдельным признакам классифицируют следующим образом:

  1. по месту составления:
    • внутренние (оформленные в банке);
    • внешние (полученные от клиентов и других учреждений банков);
  2. по назначению:
    • распорядительные, содержащие разрешение на выполнение операции;
    • исполнительные;
  3. по содержанию:
    • денежные;
    • мемориальные;
    • другие;
  4. по объему:
    • простые;
    • сводные.

Операции банка осуществляются в течение операционного дня, который состоит:

  • из операционного времени;
  • времени завершения технологической обработки учетной информации с обязательным формированием оборотно-сальдового баланса, регистров аналитического учета и других регистров по операциям, которые осуществляются с использованием соответствующего программного обеспечения.

С целью упорядочивания операционной деятельности каждый банк самостоятельно устанавливает правила документооборота.

При составлении правил документооборота следует учитывать:

  • что операции банка должны быть зарегистрированы и отражены в день их совершения, или на следующий рабочий день, если сделка совершена после окончания операционного дня (времени) банка, или в выходные или праздничные дни;
  • порядок формирования первичных документов, отражения информации в учетных регистрах и проведения контроля банк определяет самостоятельно с учетом требований нормативно-правовых актов Национального банка и условий договоров между банком и клиентом;
  • документооборот и срок выполнения документов по внутрибанковским операциям определяется согласно внутреннему распорядку с учетом требований законодательства Украины;
  • документы на проведение безналичных расчетов, на получение и выдачу наличных средств и осуществление валютных операций составляются и предоставляются согласно соответствующим нормативно-правовым актам Национального банка Украины;
  • особенности оформления, подачи и приема электронных расчетных документов определяются в договорах о расчетно-кассовом обслуживании с клиентами, с территориальными управлениями Национального банка Украины, с расчетными палатами согласно нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

Операционную деятельность обеспечивают работники банка, которые выполняют функции фронт-офиса и бэк-офиса. Функциями сотрудников фронт-офиса является инициирование и организация операций путем составления соответствующих договоров. Выполнять функции фронт-офиса могут работники казначейства, кредитного подразделения, ценных бумаг и других подразделений, отвечающих за инициирование активных и пассивных операций банка.

Работники бэк-офиса обеспечивают соблюдение соответствующих процедур, регистрацию, проверку, выверку, учет операций и контроль над их проведением, они взаимодействуют с подразделениями фронт-офиса, банковскими учреждениями, другими контрагентами, с налоговыми органами и органами статистики.

Работники бэк-офиса отвечают за:

  • проверку полученных от фронт-офиса документов на бумажных и электронных носителях на предмет достоверности предоставленной информации;
  • регистрацию сделок и ввод необходимых данных в автоматизированную систему;
  • проверку подтверждений о совершении сделок, поступивших от контрагентов, и передачу подтверждения контрагенту о поступлении средств;
  • осуществление проверки лимитов по контрагентам;
  • проверку лимитов дилеров;
  • своевременную подготовку, проверку и оформление платежных инструментов согласно нормативно-правовых актов Национального банка;
  • выверку остатков по счетам клиентов;
  • подготовку соответствующих распоряжений для осуществления расчетов;
  • проверку правильности отражения операций;
  • хранение информации по операциям;
  • начисление процентов по кредитам и депозитам, комиссионных и т.д.;
  • контроль за обработкой данных, осуществлением расчетов, исполнением договоров.

Важным элементом операционной деятельности является внутренний банковский контроль.

Система внутреннего контроля банка — это совокупность процедур, направленных на предупреждение, выявление и исправление существенных ошибок, а также обеспечение защиты и сохранности активов, полноты и точности учетной документации.

Внутренний банковский контроль подразделяется на предварительный, первичный (текущий) и последующий контроль.

Первичный (текущий) контроль осуществляется в процессе проведения операций и предусматривает визуальную проверку правильности составления документов в бумажной форме и наличия подписей на них, а также проверку наличия цифровой подписи на электронных документах. Последующий контроль осуществляется для обеспечения систематической проверки состояния организации операционной деятельности банка, правильности учета, надлежащего оформления выполненных операций, соблюдения порядка сверки аналитического учета с синтетическим и формирования первичных документов. Его осуществляют сотрудники бэк-офиса или службы внутреннего аудита в соответствии с их функциональными обязанностями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − двенадцать =