Олигополия

Олигополия (от греч. oligos – немногий poleo – продаю, торгую) – ситуация, когда на рынке действует небольшое количество продавцов продукции, противостоящих множеству покупателей.

Олигополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке присутствует небольшое количество крупных продавцов, имеющих большое влияние на цены и поведение потребителей. При этом кроме них на рынке могут находиться и другие продавцы — более мелкие, вынужденные в своей деятельности ориентироваться на олигополистов или искать небольшие незанятые рыночные ниши. Частный случай олигополии — дуополия, т.е. рынок с двумя крупнейшими продавцами.

При олигополии каждый из конкурентов способен влиять на цену продукции, предлагаемой другими конкурентами. Любое решение олигополиста о ценах и объемах выпуска непосредственно влияет на положение конкурентов, и он может всегда ожидать от них ответных действий.

Таким образом, при олигополии прибыль каждого зависит не только от реакции потребителей, но и от действий конкурентов. Такая ситуация моделируется с помощью аппарата теории игр.

Различают три типа олипополистического поведения на рынке:

  1. сговор о ценах (см. Картель);
  2. доминирование одной из фирм;
  3. монополистическая конкуренция.

Поскольку продавцы продукции по возможности удерживаются от понижения цен на свои товары, опасаясь аналогичной реакции конкурентов, на олигопольном рынке цены обычно отличаются относительной жесткостью.

На олигопольных рынках продукция может быть дифференцированной (например, мебельная, автомобильная) и почти идентичной (металлургическая и алюминиевая промышленность).

Широко используется неценовая конкуренция (реклама, дизайн, сервисное обслуживание и т.п). При олигополии доступ новых участников на рынок осложнен.

Контроль над ценами на олигопольном рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Олигополия, основанная на сговоре — форма организации рынка, при которой олигополистические фирмы, производящие идентичную или гомогенную продукцию, принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж. В результате такого сговора каждая фирма становится практически естественной монополией.

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

К известным олигопольным рынкам мирового масштаба можно отнести производство крупных пассажирских самолетов, где доминируют две компании — Boeing и Airbus; производство процессоров для персональных компьютеров (Intel и AMD); медиа (13 крупнейших корпораций); аудиторский бизнес (PWC, KPMG, Deloitte Touche Tohmatsu и Ernst & Young); рейтинговые агентства (Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings), экспортные поставки сырьевых товаров (менее десяти трейдеров) и др. Олигополии существуют на национальных рынках и на местном уровне.

Ситуация со степенью концентрации (олигопольности) одного и того же рынка может меняться при изменении масштаба ее рассмотрения. Говоря об олигополии, стоит максимально точно определять, какой именно рынок имеется в виду (например, мировой или локальный).

Принципиальное отличие олигопольного рынка от конкурентного заключается в способе принятия решений отдельными участниками. При наличии на рынке олигополии каждый из немногих участников при принятии решений оценивает возможную реакцию других компаний, т.к. она может оказать существенное влияние на результат его действий. На высококонкурентном рынке действия отдельных предприятий не оказывают значимого влияния на другие компании. Например, резкое снижение цен на молоко в одном из небольших магазинов крупного города не вызовет какого-либо значимого влияния на конкурентов. Но снижение цен на процессоры Intel может полностью изменить картину на соответствующем рынке.

Отличительная особенность олигопольного рынка — высокий уровень взаимозависимости его участников: резкий рост доли рынка, контролируемой одной из компаний, приводит к резкому падению долей других предприятий. Но и их ответ может быть столь же разрушительным, что в конечном итоге приведет к негативным последствиям для всех участников рынка. Поэтому на олигопольных рынках часто наблюдаются явные и тайные сговоры, альянсы и соглашения, цель которых — сохранение стабильности и повышение прибыльности работы для всех участников. К таким соглашениям может относиться не только согласование цены продукции, но и разделение зон влияния компаний по продуктовому или географическому принципам.

Экономисты исследуют ценообразование на олигопольных рынках, создавая различные модели, объясняющие и демонстрирующие действия компаний-олигополистов в определенных условиях. К наиболее известным исследованиям относятся модели Штакельберга, Курно, Бертрана, Гутенберга.

Свойства олигополии:

  • доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов;
  • очень высокие барьеры для вступления в отрасль;
  • чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию;
  • решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора;
  • небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов;
  • олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке;
  • в качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40%.

Олигополия является характерной чертой реального мира; исследования показали, что в развитых странах рынки обнаруживают тенденцию становиться все более олигополистическими. Одновременно существуют сомнения относительно того, действительно ли олигополия ведет к завышению цен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + пятнадцать =