Оценка стоимости транспортных средств (transportation facilities appraisal) – один из видов экспертной деятельности на транспорте, основной целью которой является определение стоимости транспортного средства при возникновении правоотношений между физическими лицами, юридическими лицами и государством, связанных с владением, распоряжением и использованием транспортных средств.
Под транспортным средством понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. К транспортным средствам относят:
- механические транспортные средства;
- прицепы;
- мопеды;
- велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Механические транспортные средства включают автотранспортные средства (грузовые и легковые автомобили, автобусы и автопоезда), мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы, самоходные машины.
Признаки, облегчающие проведение работ по оценке или способствующие увеличению рынка услуг по оценке стоимости транспортных средств:
- стандартная конструктивная компоновка транспортных средств из небольшого количества агрегатов, узлов, механизмов и систем (до 20–30 наименований);
- обязательная государственная регистрация транспортных средств (позволяющая однозначно идентифицировать их при проведении оценки стоимости);
- высокий уровень аварийности в процессе эксплуатации транспортных средств (что вызывает необходимость в большом объеме работ по оценке стоимости повреждений, полученных в дорожно-транспортных происшествиях – ДТП);
- перемещение в больших объемах транспортных средств через таможенную границу (которое осуществляется в различных таможенных режимах и требует определения таможенной стоимости).
Признаки, затрудняющие проведение оценки стоимости транспортных средств:
- высокая конструктивная сложность транспортных средств на уровне деталей и низкий уровень подетальной унификации (номенклатура запасных частей современного автомобиля насчитывает до 10 000 позиций; в эксплуатации находится более 30 000 различных марок и моделей автомобилей, вся номенклатура запасных частей которых насчитывает несколько сотен миллионов невзаимозаменяемых деталей), что создает значительные трудности по формированию информационного обеспечения оценки стоимости ремонта и ущерба при повреждении транспортных средств;
- необходимость количественного учета эксплуатационной надежности (безотказности и долговечности) транспортного средства, в основном определяющей его стоимость (безотказность – свойство транспортного средства сохранять работоспособное состояние в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов – определяет также величину эксплуатационных затрат, основными показателями являются «наработка на отказ» и «удельная трудоемкость технического обслуживания и ремонта»; долговечность – свойство транспортного средства сохранять работоспособность до предельного состояния с перерывами для технического обслуживания и ремонта; показателями выступают «ресурс» (в тыс. км) и «срок службы» (в годаx));
- транспортное средство служит объектом повышенной опасности, поэтому при его оценке необходимо учитывать состояние конструктивной безопасности, т.к. при недостаточном ее уровне потери (в т.ч. и финансовые) для владельца (покупателя) транспортного средства могут значительно превосходить стоимость объекта оценки.
При оценке стоимости транспортных средств учитывают 4 вида конструктивной безопасности:
- активную;
- пассивную;
- послеаварийную;
- экологическую.
Оценку стоимости транспортных средств проводят:
- при переоценке активной части основных фондов по группе «транспортные средства» и в случаях, когда необходима их оценка в процессе приватизации;
- в таможенных целях;
- для целей налогообложения;
- при купле-продаже, в т.ч. аукционной;
- при залоге, аренде и лизинге;
- при оформлении в качестве вклада в уставный капитал предприятия и выделении вклада участника общества при выходе из общества;
- при реорганизации и ликвидации общества;
- при страховании;
- при определении размера ущерба от их повреждения;
- при дарении, наследовании и разделе имущества в судебном порядке;
- при заключении договоров мены и бартерных сделок;
- при конфискации, списании и утилизации.
При оценке стоимости транспортных средств определяют следующие виды стоимости:
- восстановительную;
- таможенную;
- рыночную на первичном и вторичном рынках;
- страховую;
- остаточную;
- ремонта транспортных средств и ущерба от их повреждения.
Методология оценки стоимости транспортных средств базируется на сравнительном и затратном подходах. Наиболее подходит сравнительный подход, т.к. транспортные средства являются продукцией крупносерийного и массового производства и число сделок купли-продажи достаточно велико, поэтому ценовая информация стабильна, представительна и доступна.
Затратный подход используется только при оценке переоборудования транспортных средств и при изготовлении их в порядке индивидуального творчества (поскольку изготовление одного-единственного транспортного средства представляет собой единичное производство, удельные затраты на изготовление выше, чем при серийном производстве). Он рационален при оценке стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и реализуется на основе составления калькуляций на ремонтные работы.
Доходный подход возможен лишь при оценке раритетных (редких, ценных) автомобилей в том случае, когда они приносят доход своим владельцам путем использования на съемках фильмов, участия в демонстрационных пробегах, экспонирования на выставках и т.п.
Для получения наиболее точной оценки износа транспортных средств целесообразен метод оценки износа с инструментальным контролем технического состояния транспортного средства, позволяющий объективно определить его эффективный возраст. Этот метод – основной в мировой практике оценки стоимости транспортных средств. В отечественной практике в связи с отсутствием необходимой производственной базы он не получил широкого распространения.