Оценка стоимости предприятия (бизнеса) (business (corporate) valuation) – деятельность экспертов по систематизированному сбору и анализу данных, необходимых для определения стоимости различных предприятий, видов бизнеса (любого вида деятельности или долевого участия в нем), на основе действующего законодательства и стандартов.
Цель оценки стоимости предприятия – определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия, которая является показателем его устойчивости и конкурентоспособности.
Выделяют три подхода к оценке: доходный, затратный и сравнительный (рыночный). В рамках доходного подхода используют метод дисконтированного денежного потока и метод капитализации дохода. Затратный подход основан на методе чистых активов и методе расчета ликвидационной стоимости. Сравнительный подход включает метод сделок, метод рынка капитала и метод отраслевых коэффициентов.
Оценку необходимо проводить при:
- определении инвестиционной привлекательности предприятия;
- разработке программы оперативного и стратегического реструктурирования, подготовке слияний и присоединений компаний;
- определении цены покупки-продажи предприятия или долевого участия в его деятельности.
Возрастает потребность в оценке стоимости бизнеса при кредитовании, страховании, исчислении налоговой базы.
В процессе оценки выявляют различные подходы к управлению предприятием и находят, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену (что и представляет собой основную цель собственников компании и задачу ее управляющих в рыночной экономике).
Оценка включает:
- нормализацию и трансформацию бухгалтерской отчетности;
- финансовый анализ деятельности предприятия;
- расчет его стоимости с помощью различных подходов;
- внесение поправок на контрольный или неконтрольный характер и ликвидность пакета акций;
- выведение итоговой величины стоимости предприятия на основе анализа финансовой информации в прошедшем периоде;
- определение перспектив развития предприятия в прогнозном периоде и темпов его развития – в остаточном периоде.
Применяемые стандарты стоимости выбирают в зависимости от целей оценки; они охватывают рыночную стоимость, инвестиционную стоимость, внутреннюю (фундаментальную) стоимость, ликвидационную стоимость (см. Стоимость в оценке).
Характерный для предприятия уровень риска, связанный с неопределенностью рыночной экономики, учитывают при расчете рыночной стоимости собственного капитала предприятия двумя путями:
- через денежные потоки, генерируемые предприятием при его функционировании;
- через ставку дисконтирования денежных потоков.
Оценку стоимости предприятия проводят с учетом ограничивающих условий (в оценке) при соблюдении принципов оценки.