Налоговый контроль

Налоговый контроль (tax control) – контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а также как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Порядок осуществления налогового контроля регламентирован Налоговым кодексом, в котором определены его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановки их на учет, переучета и снятия с учета, обязанности банка, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Налоговым кодексом определены права, обязанности и ответственность налоговых органов за свои действия, а также полномочия и ответственность таможенных органов и органов службы налоговой полиции.

Необходимость осуществления налогового контроля объясняется рядом причин:

  • значительным недополучением налогов и сборов в государственный бюджет в результате налоговой недисциплинированности некоторой части налогоплательщиков;
  • несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количества изменений, дополнений, отмена отдельных положений;
  • нечеткими формулировками и противоречиями в некоторых нормативных документах, дающими основание двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отдельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер;
  • несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету;
  • недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения;
  • преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы.

Наиболее эффективная форма налогового контроля – налоговые проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и сборов, полноты и своевременности внесения их в бюджет, обоснованности применения льгот. В зависимости от характера и способов проведения они подразделяются на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка производится в отношении всех налогоплательщиков по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Цель камеральной проверки – определение полноты представленного отчета, правильности заполнения всех форм отчетности, правильности составления расчетов (деклараций) по налогам, обоснованности применения ставок налогов и использования налоговых льгот, своевременности уплаты налогов, а также проверка логической связи между отдельными формами отчетности. При ее проведении основное внимание уделяется арифметическим расчетам по проверке правильности определения налоговой базы и суммы налога.

Камеральные проверки обычно проводятся отделом камеральных проверок налоговой инспекции. Проверка может осуществляться в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не установлены иные сроки.

Конкретные приемы и способы проведения камеральных проверок определяются самими налоговыми органами, исходя из первоочередных задач обеспечения более полного сбора налогов и сборов, накопленного опыта контрольной работы и наличия квалифицированных кадров. На основе результатов ежеквартально проводимых камеральных проверок в налоговом органе создается информационный банк данных о финансово-хозяйственной деятельности организаций, используемый при составлении плана проведения выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, как правило, в соответствии с годовым планом работы налоговой инспекции и квартальными графиками проверок. В случае необходимости она может проводиться вне установленного графика (реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика, получение информации о грубых нарушениях налогового законодательства).

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, в месте нахождения налогоплательщика с использованием для проверки всей необходимой бухгалтерской и иной документации в целях уточнения данных отчетов и расчетов о налогах, представленных в налоговую инспекцию. Налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года.

Необходимым условием рациональной организации контрольной работы налоговых органов является правильный выбор объектов для проведения выездной налоговой проверки в целях соблюдения налогового законодательства, а также предпроверочный анализ всего массива имеющейся информации о налогоплательщике с целью определения стратегии предстоящей проверки.

Для сокращения расходов на выездные проверки и повышения финансовой и правовой отдачи от них налоговые службы применяют различные методики отбора налогоплательщиков для проверок. Так, Федеральное налоговое управление США и Государственная налоговая служба Канады разработали специальные программы, в рамках которых проводится анализ случайным образом отобранных деклараций с привлечением информации от внешних источников (сопоставление данных, полученных при проверке партнеров налогоплательщика, со сведениями, содержащимися о нем в базах данных административных органов по регистрации автомобилей, разрешений на строительство, сделок с недвижимостью, лицензий на ведение коммерческой деятельности, а также в базах данных страховых фирм, банков и т.п.; «сигналы» об отдельных налогоплательщиках, поступающие от соседей, недоброжелателей и т.п.; рекламные объявления в СМИ и т.д.).

Разрабатываются методы интеллектуального анализа данных для отбора налогоплательщиков с использованием экспертных систем, нейронных сетей, регрессионного анализа. Примерно половина выездных налоговых проверок в США по налогам на доходы физических лиц и корпораций основана на использовании этих методов. Первоочередной проверке подвергаются организации, которые, по имеющимся в налоговой инспекции данным, наиболее вероятно являются нарушителями налогового законодательства, а также организации, работающие в течение длительного времени с убытком или получающие чрезмерно большую прибыль.

Виды выездной налоговой проверки в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика:

  • комплексная (в ее ходе охватываются все сферы финансово-хозяйственной деятельности организации, как правило, по всем видам налогов, ревизуются все счета организации, играющие роль в формировании налоговых обязательств, за различные отчетные периоды);
  • тематическая (охватывает отдельные сферы финансово-хозяйственной деятельности организации, вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей);
  • экспресс-проверка (проводится по одному или нескольким аспектам деятельности организации.

Инспектор может ограничиться лишь проведением «теста на достоверность» системы бухгалтерского учета налогоплательщика. При получении положительного результата по данному тесту дальнейшая проверка налогоплательщика может не проводиться).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 20 =