Налоговое планирование

Налоговое планирование (tax planning) – составная часть системы бюджетного планирования, формирования налоговой политики, а также планирования операционной деятельности организаций.

Налоговое планирование — это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Налоговое планирование включает в себя широкий спектр мер и выбор способа учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия, включая мониторинг законодательства, создание новых организационно-правовых структур, переоценку основных средств и т.п.

Налоговое планирование заключается в выборе между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов, направленное на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основная задача налогового планирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в государственный или местные бюджеты, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным юридическим лицом – налогоплательщиком.

Налоговое планирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов государственного и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений.

Налоговое планирование проводится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей (ВВП, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и т.п.), а также показателями развития экономики.

Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое планирование.

Оперативное налоговое планирование осуществляется Минфином и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ (при этом одновременно решается задача подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового планирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки).

Краткосрочное налоговое планирование осуществляется в целях составления проектов государственного и местных бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, а также анализ налоговых поступлений в текущем году как в целом, так и по отдельным видам налогов. Краткосрочное налоговое планирование осуществляется непосредственно Минфином и финансовыми органами (по местным бюджетам) при непосредственном участии налоговых и других экономических органов (в частности, соответствующих департаментов и управлений экономики в регионах).

Процесс краткосрочного налогового планирования состоит из ряда взаимосвязанных последовательных действий экономических ведомств:

  • детального анализа позитивных и негативных сторон действующего на момент составления прогноза налогового законодательства;
  • разработки предложений по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных элементов, расширение налоговой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увеличение на этой основе доходов бюджетов всех уровней;
  • анализа народнохозяйственных факторов, позитивно или негативно влиявших на поступление налогов в текущем году, и разработки мер по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций;
  • расчета суммы поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений (на основе проведенного анализа хода поступлений по каждом виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоящих изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономических показателей на предстоящий год);
  • рассмотрения в органах исполнительной власти проектировки налоговых поступлений в составе бюджета (совместно с показателями прогноза социально-экономического развития страны на предстоящий год и проектами законодательных актов об изменениях и дополнениях в налоговое законодательство) и представления после одобрения в органы законодательной (представительной) власти, где эти документы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответствующего закона.

В условиях перехода к рыночным отношениям, ликвидации централизованного планирования и управления экономикой налоговое планирование носит вероятностный характер, вместе с тем налоговые показатели в целом по соответствующему бюджету, а также по отдельным видам налогов включаются в доходную часть бюджета и утверждаются в виде статей закона о бюджете.

Оперативное и краткосрочное налоговое планирование – две составляющие единого процесса текущего планирования. При этом решаются в основном тактические задачи и создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования, которая определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного (перспективного) налогового планирования. При прогнозе социально-экономического развития страны перспективное налоговое планирование используется как метод экономического предвидения.

Перспективное налоговое планирование не получило в нашей стране достаточно полного развития и является составной частью стратегии бюджетного процесса на 3 года, разрабатываемой в основном на государственном уровне. При этом долгосрочное налоговое планирование (на 5–10 лет) не осуществляется.

Организации-налогоплательщики занимаются налоговым планированием в рамках финансового планирования своей деятельности для расчета выплат налоговых платежей и формирования налоговой политики на предстоящий период в целях принятия решений в области инвестиционной и научно-технической политики, ассортимента выпускаемой продукции, рынков сбыта и т.д.

В отличие от понятий «избежание налогообложения» или «уклонение от уплаты налогов», налоговое планирование налогоплательщиков подразумевает минимизацию налоговых платежей с помощью предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и вычетов, а также разработки соответствующей учетной и амортизационной политики.

Нередко налогоплательщики привлекают консалтинговые фирмы (налоговых консультантов) для выработки экономически грамотной, честной в правовом отношении стратегии и тактики налогового планирования.

Использование отдельными налогоплательщиками при налоговом планировании пробелов в действующем налоговом законодательстве для минимизации своих налоговых платежей не является его нарушением.

Под оптимизацией налоговых платежей понимается не только их минимизация, но и правильное разнесение по срокам платежа. В этих целях в организациях разрабатывается налоговый календарь (как правило, помесячно на очередной квартал). В нем учитываются размеры и даты уплаты авансовых и фактических сумм по каждому налогу. Небольшие организации включают показатели налоговых платежей в общий платежный календарь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + 15 =