Налог

Налог (tax; Tx) — один из основных видов обязательных платежей, взимаемых государством в свою пользу с юридических и физических лиц. Налоги классифицируются по различным признакам.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Окончательным плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.п., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель продукции. К числу прямых относятся: налог на прибыль, подоходный налог и т.п., а к числу косвенных — налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные пошлины и т.п.

По порядку установления налоги подразделяются на общегосударственные и местные (см. Местные налоги).

По источникам уплаты налоги подразделяются на уплачиваемые за счет дохода, относимые на себестоимость (издержки) и уплачиваемые за счет прибыли (см. Источники уплаты налога).

Совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, действующих на территории государства, образует его налоговую систему (систему налогообложения).

Налоговая льгота (tax benefit) — предоставляемая государством возможность снижения или полного освобождения от налоговых платежей. Основными формами налоговых льгот являются:

  • необлагаемый минимум объекта налогообложения;
  • изъятие из объекта налогообложения отдельных его элементов;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
  • снижение размера налоговых ставок;
  • предоставление налогового кредита (отсрочки взимания налога);
  • прочие налоговые льготы.

В практике финансового менеджмента при формировании налоговой политики предприятия налоговые льготы подразделяются на прямые и косвенные (последние связаны с возможностями уменьшения размера налогооблагаемой базы за счет изъятия отдельных ее элементов).

Прямые налоговые льготы в свою очередь подразделяются на следующие виды:

  1. налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям предприятий;
  2. налоговые льготы, предоставляемые по отдельным видам хозяйственной деятельности и финансовым операциям;
  3. налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных видов продукции.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Существует более широкий подход к определению налога как к любому изъятию средств для финансирования общественных расходов. Тогда любой взнос, отчисление, сбор, тариф попадает под понятие налога. Узкий подход определяет налог как одну из разновидностей фискальных платежей, отвечающую установленным требованиям. Выбор подхода к определению налога в каждом конкретном случае связан с особенностями национального законодательства.

Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов обусловлены экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства.

Выделяют следующие основные способы формирования доходной части бюджета: налоги, неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия. Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет, который либо непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства. А неналоговый платеж (квазиналог, налоговый суррогат) определяется как обязательный платеж, который не входит в налоговую систему и установлен не налоговым, а иным законодательством. Разовые государственные изъятия – платежи, взимаемые государством в особом порядке и, как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказания.

Исходя из данного подхода к определению налога, выделяют следедующие признаки налогов:

  • с юридической точки зрения налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесении налоговых платежей в бюджет;
  • законность установления или введения налога;
  • обязательность уплаты налога (уплата налога носит не добровольный, а принудительный характер);
  • денежная форма уплаты налога;
  • безвозмездность уплаты налога;
  • конкретные получатели налога (бюджет или внебюджетный фонд);
  • абстрактный характер платежа.

С этой позиции налог можно определить как единственную законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. Такое определение позволяет отделить налог от сборов и пошлин, при уплате которых всегда присутствует специальная цель (за что уплачивается) и специальные интересы (плательщик в определенной мере ощущает возмездность платежа).

Налоги также могут иметь специальную цель (см. Целевые налоги), но при этом определяется общее предназначение налогов, а не конкретные статьи расходов бюджета, т.е. не нарушается признак абстрактности налоговых платежей.

Через функции налогов реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Выделяют две основные функции налогов:

  1. фискальная;
  2. регулирующая.

Фискальная функция налогов – обеспечение государства денежными средствами для финансирования расходов по удовлетворению общественных потребностей.

Регулирующая функция налогов – воздействие с помощью изменения элементов налогов на поведение хозяйствующих субъектов и на социально-экономические процессы в государстве, т.е. через налоговый механизм государство активно участвует в хозяйственной жизни страны.

Выделяют и другие функции налогов, вытекающие из первых двух:

  • распределительную (позволяет реализовать главное общественное назначение налогов – формирование финансовых результатов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций – оборонных, социальных, природоохранных и других, т.е. направление созданного общественного продукта в бюджет для его дальнейшего распределения в безэквивалентном порядке);
  • контрольную (анализ количественных финансовых показателей, которыми оперируют налоги, позволяет оценивать состояние экономики и ее развитие, эффективность налогового механизма, обеспечивать контроль за движением финансовых ресурсов, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику; осуществление, полнота и глубина этой функции зависят во многом от налоговой дисциплины);
  • стимулирующую (является продолжением регулирующей функции и проявляется в создании условий для протекания тех или иных экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения; проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки и т.п.);
  • дестимулирующую (проявляется в сдерживании отдельных процессов в экономике);
  • воспроизводственного назначения (реализуется в платежах за пользование природными ресурсами, налогах, взимаемых в дорожные фонды, налогах на добычу полезных ископаемых, имеет в основном отраслевую направленность).

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения:

  1. равное;
  2. пропорциональное;
  3. прогрессивное;
  4. регрессивное.

Равным называют метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога, например, подушное обложение. Метод не учитывает имущественного положения налогоплательщика и применяется в исключительных случаях (целевые налоги, налоги, устанавливаемые в процентах от минимального размера оплаты труда или необлагаемого минимума).

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (но не сумма) налога. Ставка налога не зависит от величины базы налогообложения, с ростом базы налог возрастает пропорционально (например, налог на прибыль организаций – ставка равна для всех плательщиков).

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога (налоговая прогрессия).

Метод регрессивного налогообложения характеризуется понижением ставки налога с ростом налоговой базы (Налоговая регрессия).

(См. также Принципы налогообложения, Элементы налога)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре − один =