Монопольная прибыль

Монопольная прибыль (super-normal profits) – повышенная, добавочная по сравнению со средней нормой прибыль. Она характеризует монопольно-контролируемое владение рынком в условиях монопольного производства товаров и их реализации. Монопольное положение у производителя товаров возникает в связи с применением высококвалифицированной рабочей силы, ведущих специалистов и менеджеров (т.е. лучших человеческих ресурсов), новых технологий на базе научных открытий, патентов, лицензий. У монополий значительно больше возможностей для изучения спроса, его удовлетворения и первичного формирования сегмента реальных покупателей.

Монопольная прибыль — форма дохода, цель и результат деятельности торгового или промышленного предприятия (компании), обладающего монополией в своем сегменте рынка и использующего свою монопольную власть для продажи продукции по цене выше конкурентного уровня. Это величина, превышающая все альтернативные издержки фирмы и, следовательно, минимальную прибыль, которая требуется фирме для продолжения своей деятельности в данной отрасли (такая прибыль называется нормальной, тогда как монопольная прибыль – сверх нормальной). Одним из условий получения монополистической прибыли является способность фирмы влиять на цены, устанавливая их с максимальной для себя выгодой, поэтому образуется она не как добавочная прибыль, а вследствие продажи продукции по завышенной цене.

В современных условиях монопольная прибыль возможна при следующих типах конкуренции:

  • чистой-совершенной;
  • чистой-абсолютной;
  • монополистической;
  • монопсонии (только один покупатель);
  • монополии, практикующей дискриминацию (назначение разных цен различным покупателям);
  • двусторонней монополии;
  • дуополии (только две фирмы одновременно);
  • олигополии (небольшое число крупных фирм).

В современной экономике прибыль, превышающая среднюю норму прибыли по отрасли, остается только у монопольных фирм. Именно величиной этой прибыли определяется место и роль монополии в жизни общества.

Страны Европейского Союза борются с монополизацией всех сторон рыночной экономики. Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды (антимонопольное законодательство, установление предельного уровня монополизации в объеме производства и в объеме продаж не более 25–30%, специальные экономические меры, снижение барьеров для импорта, поощрение вступления на рынок новых участников и т.п.) объединяется в понятие «рамочные условия экономической деятельности государства».

Различают монопольную прибыль, получаемую транснациональными корпорациями (ТНК), национальными компаниями в промышленно развитых странах и компаниями в государствах с переходной экономикой. На характер и реальный объем монопольной прибыли в условиях формирования рыночных отношений в государствах с переходной экономикой, как правило, влияют такие факторы, как непрозрачность экономики, утечка капитала, коррупция, теневая экономика и другие явления, значительно искажающие источники и размеры монопольной прибыли.

Полный анализ монопольной прибыли возможен при всестороннем учете роли государства в формировании условий получения монопольной прибыли. Эта роль государства проявляется в двух его функциях: административно-правовой (которая выражается в законодательной деятельности, административном управлении, защите экономических норм, процедур, законов) и в функции собственно экономического субъекта (регулирование цен, заработной платы, валютного курса; денежная эмиссия, управление госсектором, государственным акционерным капиталом; перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций, госзаказа и т.п.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + семь =