Монополист

Монополист — это частное лицо, компания или группа связанных лиц, которые контролируют весь рынок конкретного товара или услуги. У монополиста мало стимулов для улучшения своего продукта, потому что у клиентов нет альтернативы. Вместо этого их мотивация направлена ​​на защиту монополии.

Кто такой монополист?

Монополист (англ. monopolist) —

  1. лицо, осуществляющее монополистическую деятельность и обладающее монополией на что-либо;
  2. в широком смысле крупный предприниматель, хотя и не являющийся монополистом в соответствии с антимонопольным законодательством.

Монополия возникает, когда отдельное лицо становится единственным поставщиком определенного продукта или услуги. В этом заключается отличие от монопсонии, когда на рынке существует только один потребитель определенного товара или услуги. И в этом отличие от олигополии, которая состоит из нескольких поставщиков, доминирующих на рынке.

Отличительной чертой монополии является отсутствие экономической конкуренции за производство товара или услуги, отсутствие жизнеспособных товаров-заменителей и возможность установления высокой монопольной цены значительно выше предельных издержек продавца, что приводит к чрезмерной монопольной прибыли.

С экономической точки зрения монополия — это единственный продавец. Тем не менее с юридической точки зрения, монополией может быть только субъект предпринимательской деятельности, обладающий значительной рыночной властью — властью, достаточной для установления чрезмерно высоких цен.

Зачастую монополист — это относительно крупное предприятие как, например, энергетическая компания, водоканал, железная дорога, металлургический комбинат и т.п. Однако размер компании не является главным признаком монополиста. Так, монополистом может быть и компания принадлежащая к среднему и даже малому бизнесу, если она способна полностью контролировать рынок какого-либо товара или услуги, что дает ей силу монополии (см. также Рынок монополии и монополистическая конкуренция).

Естественный монополист — это монополист, который занимает уникальное положение на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний.

Естественная монополия является официально признанной неизбежной монополией на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали.

Государственная монополия (государственный монополист) — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, алкоголь, соль и т.п.). Она может быть полной, если государство монополизирует и производство, и реализацию какого-либо товара, или частичной, если монополизированы только производство или только реализация. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Характеристики истинного монополиста

Отличительными признаками монополиста являются:

  1. Основная задача монополиста — максимизировать прибыль любой ценой.
  2. Монополист имеет неограниченную власть в установлении цен на свои товары или услуги. Обычно это решение принимается таким образом, чтобы цены были как можно выше при одновременном удовлетворении спроса.
  3. Другие продавцы не могут заниматься бизнесом на территории монополиста (существуют барьеры для входа в рынок).
  4. В условиях монополии весь рынок обслуживается одной компанией, по сути,  эта компания представляет целую отрасль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − семнадцать =