Мировая цена

Мировая цена (world price) — цена, применяемая при реализации товаров на мировом рынке. Мировая цена — денежное выражение интернациональной стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара, например барреля нефти, тонны пшеницы.

Необходимость использования цен мирового рынка в международной торговой практике вызвана наличием множественности цен на однотипные товары в разных странах, что связано с политикой ценообразования, осуществляемой монополиями, воздействием на цены политики государственного протекционизма, таможенными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических зонах и др.

Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период организациями, ведущими международную торговлю, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах.

В практике международной торговли мировые цены выступают как цены сделок крупнейших продавцов и покупателей определенного вида товара либо как цены основных мировых торговых центров.

В современных условиях по мировым ценам осуществляются экспортные и импортные регулярные операции. Они исчисляются в свободно конвертируемых валютах.

Мировая цена — цена, которая действует в международной торговле и распространяется на значительную часть товарооборота. Мировая цена складывается под влиянием многих экономических, природно-климатических, географических, политических и других факторов. На практике мировая цена выступает как цена крупных партий товара, регулярно продаваемых или покупаемых за свободно конвертируемую валюту, т.е. цена продавцов в основных центрах по экспорту данного товара и цена покупателей в важнейших центрах по его импорту. Например, мировые цены на машины и оборудование – это преимущественно цены европейских, японских и американских производителей; на уголь – импортные цены в западно–европейских портах; на нефть, цинк, свинец, олово, никель, алюминий – цены Лондонской биржи цветных металлов.

Основные характеристики мировых цен:

  1. Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар.
  2. Мировые цены устанавливаются в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, и осуществляются расчеты. При этом валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа.
  3. На формирование мировой цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики (продавцы), имеющие существенную долю в общем мировом объеме данной продукции и постоянно воспроизводящие (сохраняющие) свое ведущее положение на данных товарных рынках.
  4. Мировые цены — это цены большого количества крупных, регулярных, постоянно совершающихся сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).
  5. Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство или потребление и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).
  6. На уровень мировых цен оказывают влияние валюта платежа, формы и методы расчетов, характер и условия поставки (см. Инкотермс), и многие другие факторы.

До перехода на рыночные отношения в нашей стране мировые цены имели крайне ограниченное применение, так как на внутреннем рынке действовали только государственные цены на импортные товары, а хождение иностранной валюты было запрещено. По мере становления рыночных отношений цены на отечественном рынке приближаются к мировым. Мировые цены принимаются в качестве базовых при формировании внутренних соотношений по регулируемым ценам. Соотношение мировых цен по аналогичной продукции используется на внутреннем рынке при анализе уровня свободных цен, хотя под влиянием спроса и предложения внутренние соотношения цен и их уровень могут отличаться от мировых цен.

Один комментарий к “Мировая цена

  1. Мировая цена — это цена, отражающая наиболее представительные сделки по данному товару на международном рынке. Представительными считаются наиболее регулярные сделки, проходящие в свободном торгово-политическом режиме и в свободно конвертируемой валюте.

    Свободный торгово-политический режим означает, что участники международной сделки не должны быть связаны какой-либо системой взаимных зачетов, т.е. не должны быть членами торговых политических альянсов, подразделениями одной компании, участниками сделки ссуды-займа.

    Во избежание методических ошибок и разночтений информация о мировых ценах должна быть доступной и методически понятной.

    Мировая практика свидетельствует, что очень часто в качестве цены мирового рынка выступают экспортные цены крупных компаний (корпораций) — производителей и экспортеров соответствующей продукции. К рассматриваемому виду цен относятся также цены и на рынках отдельных стран, но, как правило, основных производителей товаров.

    Статистическое бюро ООН регулярно публикует показатели, которые характеризуют динамику цен мирового рынка не только на сырьевые товары, но и на промышленные изделия. В частности, на мировом рынке стали и проката определяющая роль принадлежит экспортным ценам стран ЕС, например Германии, Франции, Бельгии.

    В ряде случаев цены мирового рынка определяются преимущественно биржевыми котировками, например, меди и олова. В других случаях решающую роль оказывает сочетание цен основных производителей и экспортеров с биржевыми котировками, в частности, это касается цен на чай, кофе, какао-бобы и т.п.

Обсуждение закрыто.