Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (МВФ)Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, решение о создании которого было принято на Бреттон-Вудской конференции по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. Соглашение о создании МВФ было подписано 29 государствами 27 декабря 1945 г., а свою работу Фонд начал 1 марта 1947 г. По состоянию на 01.03.2016 г. членами МВФ являются 188 государств.

Основными целями деятельности МВФ являются:

  1. содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
  2. содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли, достижению высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. обеспечение стабильности валют, поддержка упорядоченных валютных отношений и предотвращения обесценивания национальных валют с целью получения конкурентных преимуществ;
  4. помощь в создании многосторонних систем расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставление государствам-членам Фонда средств в иностранной валюте с целью устранения диспропорций в их платежных балансах.

Основными функциями МВФ являются:

  1. содействие международному сотрудничеству в сфере денежной политики и обеспечения стабильности финансовых систем;
  2. кредитование стран-членов Фонда;
  3. стабилизация обменных валютных курсов;
  4. консультирование правительств, органов монетарных властей и регуляторов финансового рынка;
  5. разработка стандартов международной финансовой статистики и тому подобное.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых платит 25% своей квоты в СПЗ или в валюте других стран-членов, а остальные 75% — в национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. По состоянию на 01.03.2016 г. уставный капитал МВФ составлял 467,2 млрд. СПЗ. Квота Украины составляет 2011,8 млрд. СПЗ, что составляет 0,43% совокупной квоты МВФ.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в которой каждая страна-член представлена ​​управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков. Совет решает ключевые вопросы деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения о МВФ, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их квот в капитале Фонда, выборы исполнительных директоров. Сессия Совета происходит, как правило, один раз в год. Решение Совета управляющих принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам — «специальным большинством» (70 или 85%).

Другим руководящим органом является Исполнительный совет, который определяет политику МВФ и состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные страны организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по одному исполнительному директору. Вместе с Нидерландами, Румынией и Израилем Украина входит в Голландскую группу стран.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины ее взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СПЗ суммы этого взноса.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (International Monetary and Financial Committee), который является совещательным органом Совета. Его функции заключаются в выработке стратегических решений, относящихся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, разработке предложений о внесении поправок в Статьи Соглашения о МВФ и тому подобное. Подобную роль играет также и Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих Всемирного банка и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Часть своих полномочий Совет управляющих делегирует Исполнительному совету (Executive Board), который отвечает за текущую работу МВФ, решает широкий спектр оперативных и административных вопросов, в том числе предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ на пятилетний срок выбирает директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда. Как правило, он представляет одну из европейских стран.

В случае возникновения проблем в экономике страны МВФ может предоставлять кредиты, которые, как правило, сопровождаются определенными рекомендациями, направленными на улучшение ситуации. Такие кредиты, например, были предоставлены Мексике, Украине, Ирландии, Греции и многим другим странам.

Предоставление кредитов может осуществляться по четырем основным направлениям.

  1. На основе резервной доли (Reserve Tranche) страны-члена МВФ в пределах 25% квоты страна может получить кредит практически беспрепятственно по первому запросу.
  2. На основе кредитной доли доступ страны к кредитным ресурсам МВФ не может превышать 200% ее квоты.
  3. На основе кредитов стэнд-бай (Stand-by Arrangements), которые предоставляются с 1952 г. и обеспечивают гарантию того, что в пределах определенной суммы и при соблюдении определенных условий страна может беспрепятственно получить кредит от МВФ в обмен на национальную валюту. На практике это осуществляется путем открытия стране кредитной линии. Кредиты стенд-бай предоставляются на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
  4. На основе механизма расширенного кредитования (Extended Fund Facility) с 1974 г. МВФ предоставляет кредиты на длительные сроки и в размерах, превышающие квоты стран. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями. Такие кредиты, как правило, предоставляются на несколько лет траншами. Главное их назначение — содействие странам в осуществлении стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны выполнения определенных условий. Обязательства страны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies) и направляются в МВФ. Ход выполнения обязательств периодически контролируется путем оценки предусмотренных целевых критериев реализации Меморандума (Performance Criteria).

Сотрудничество Украины с МВФ осуществляется на основе регулярных миссий МВФ, а также сотрудничества с представительством Фонда в Украине. По состоянию на 01.02.2016 г. общая задолженность Украины по кредитам перед МВФ составляла 7,7 млрд. СПЗ.

(См. Специальные права заимствования; Официальный сайт МВФ: //www.imf.org).