Международные торги

Международные торги (international bid) –

  1. конкурентная форма одного из методов размещения на мировом рынке крупных заказов на закупку товаров или привлечения подрядчиков для выполнения работ и услуг, условия которых объявляются заранее; заключение сделок купли-продажи или договоров подряда на конкурсной основе с контрагентами различных стран, предложившими наиболее выгодные условия;
  2. система обеспечения заказчику выгодных коммерческих условий, оптимальных сроков выполнения работ или оказания услуг, позволяющая привлечь конкурентоспособных международных поставщиков или подрядчиков.

Значительное число контрактов в международной торговле заключается в результате проведения международных торов путем объявления тендеров. Суть различий в том, что на международных торгах выбор подрядчика (поставщика) происходит публично; при проведении тендера – без приглашения участников.

Жесткий регламент и единообразные требования ко всем оферентам (см. Оферта) позволяют избегать злоупотреблений со стороны участников международных торгов.

С точки зрения заказчика, международные торги обладают рядом достоинств:

  • минимизируется цена;
  • расширяется представление о круге потенциальных контрагентов;
  • повышается уровень гарантий от заключения сделки с недобросовестным продавцом или подрядчиком.

Законодательное оформление процедуры публичных торгов в России относится к середине XVII в., когда были введены «поручные записи». Публичные торги стали эффективной мерой пресечения злоупотреблений должностными лицами и сговоров подрядчиков в определении условий и цены исполнения прежде всего государственных заказов. В «Регламенте об управлении адмиралтейством и верфью», утвержденном Императором Петром I в 1722 г., определялся комплекс требований к порядку проведения подрядов. К началу XIX в. в мировой практике сложились единообразные требования к международным торгам:

  • публичное оповещение о предстоящих торгах;
  • представление коммерческого предложений в запечатанных конвертах;
  • публичное оглашение победителя международных торгов, его условий и цены.

В то же время в источниках международно-правового регулирования международных торгов имеются определенные расхождения. Так, в документах ГАТТ (см. Всемирная торговая организация) упоминаются три вида международных торгов:

  1. открытые, в которых принимают участие заинтересованные поставщики;
  2. «с отбором участников», в которых участвуют лишь приглашенные поставщики;
  3. единичные.

В документах ЕС международные торги подразделяют на:

  • открытые;
  • ограниченные, к которым допускаются только участники, приглашенные организаторами;
  • «процедуры с предварительным конкурсным отбором» оферентов;
  • «процедуры переговоров без предварительного конкурсного отбора», т.е. вступление в международные торги с предпринимателем, выбранным заказчиком.

Виды международных торгов выбирают исходя из мотивов, целей и статуса заказчика.

Открытые международные торги привлекают большое число участников.

В закрытых международных торгах участвует ограниченное число фирм и консорциумов, в техническом уровне и надежности которых устроители международных торгов достаточно уверены и к которым обратился заказчик.

При гласных международных торгах тендерный комитет извещает общественность о том, какая фирма получила заказ, с указанием его объемов и общей суммы контракта.

Негласные международные торги – это торги, при которых тендерные комитеты не проводят вскрытия предложений в присутствии участников международных торгов и не публикуют сведений о том, какая фирма стала победителем конкурса.

Единичные международные торги проводятся при наличии одного оферента (обладателя «ноу-хау», лицензии или патента) для выполнения специализированных поставок или работ.

Торги, являясь разновидностью сделки с использованием механизма оферты и акцепта, в отличие от двусторонних сделок, где для их совершения необходимы и достаточны эти два акта, включают четыре этапа с соответствующими им документами.

На 1-м этапе тендерный комитет уведомляет потенциальных участников об открытии (назначении) международных торгов и предлагает документ, называемый по-разному: «приглашение к торгам», «предложение указать свою цену», «тендерная спецификация» или «тендерная документация».

На 2-м этапе претенденты представляют заказчику свои предложения, именуемые «тендер» или «оферта», которые направляются в запечатанном виде по определенному адресу и регистрируются организаторами международных торгов. Подача заявки сопровождается представлением документа, подтверждающего внесение в банк страны-организатора международных торгов залога «серьезности предложения».

На 3-м этапе международных торгов осуществляется определение победителя, что отражается в протоколе тендерного комитета и ведет к дальнейшим переговорам между заказчиком и оферентом.

На 4-м этапе заключается формальная сделка и подписывается контракт. Одновременно с этим подрядчик (поставщик) предоставляет заказчику гарантию (performance bond) в размере 5-10% стоимости контракта и – в случае необходимости – авансовую гарантию в размере суммы аванса.

Единичные и групповые оференты не всегда способны выполнить все контрактные обязательства и выступают в роли генерального подрядчика. Правильный выбор субподрядчиков приобрел немаловажное значение для победы в международных торгах. Такой выбор производится путем проведения вторичных международных торгов оферентом. Субподрядчики могут передавать часть своих обязательств другим фирмам, объявив третичные международные торги.

Одним из главных действующих лиц тендерного соревнования ввиду больших стоимостных объемов заказов выступают финансирующие выполнение заказа финансовые институты, которые в значительной мере и определяют исход конкурентной борьбы. Если источник финансирования до международных торгов не найден, оферта заказчика включает пункт о сопровождении оферты участников международных торгов условиями финансирования, определяемыми потенциалом банков и правительственных финансовых институтов страны происхождения оферента. Заказчик должен владеть необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжаться и(или) пользоваться ими в определенный контрактом период.

Практика оказания безвозмездной помощи и льготных государственных кредитов в покрытие части или всей стоимости объектов международных торгов привела к особой их разновидности – международным торгам с участием оферентов только из стран происхождения льготных кредитов (см. Кредит с государственной поддержкой).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =