Международные фонды Европейского союза

Международные фонды Европейского союза — структурные фонды и другие целевые фонды ЕС, предназначенные для финансирования мероприятий, связанных с проведением Европейским Союзом активной социальной и региональной политики (обеспечение «гармоничного развития», «укрепление социально-экономического сплочения», «сокращение разрыва между уровнями развития различных регионов», уменьшение «отставания регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы»). К ним относятся:

  • Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ЕФОГА, начал действовать с 1 июля 1964 г.);
  • Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, основан в 1975 г.);
  • Европейский социальный фонд (ЕСФ, функционирует с 1960 г.);
  • Фонд сплочения (образован в 1993 г. после принятия Маастрихтского договора);
  • Фонд (финансовый инструмент) содействия рыболовству (ФСР, действует с 1994 г.);
  • Европейский фонд улучшения условий жизни и труда;
  • Европейский фонд профессиональной подготовки (1990 г.).

Все фонды явились результатом углубления экономической интеграции стран ЕС, итогом которой стало не только введение единой европейской валюты, но и значительное увеличение в бюджетной сфере доли расходов на региональную и социальную политику.

ЕФОГА структурно разделен на две части: одна связана с финансированием мероприятий, обусловленных проведением общей сельскохозяйственной политики (ОСХП, принятый в 1962 г.); другая – конкретных мероприятий в сфере сельского хозяйства. Основные финансовые ресурсы на проведение ОСХП выделяются Секции поддержки и гарантий (в 70-е гг. свыше 90%, в 1996 г. около 50% всех ассигнований по фонду ЕФОГА). В бюджете ЕС ресурсы для этой Секции приводятся в отдельной статье. Они используются для регулирования цен и поддержания уровня фермерских доходов. Проведение структурной политики ЕС в сфере сельского хозяйства финансируется через Секцию ориентации сельского хозяйства в рамках ассигнований на структурные фонды.

ЕФРР является финансовым инструментом поддержки региональной политики ЕС. Его главная задача – снижение диспропорций в развитии отдельных регионов государств-членов ЕС. При распределении ресурсов приоритетными считаются программы, охватывающие территорию нескольких стран. Наибольшее внимание уделяется периферийным и депрессивным регионам.

ЕСФ (как финансовый инструмент социальной политики ЕС) призван оказывать помощь представителям определенных профессий и отраслей, районам, сталкивающимся с трудностями в ходе перестройки промышленности в рамках ЕС. Ресурсы ЕСФ используются для осуществления программ сокращения безработицы (в частности, структурной, связанной с участием страны в ЕС), преодоления социального отторжения, гармонизации семейной и профессиональной жизни женщин. Видное место в деятельности ЕСФ занимают вопросы создания поисково-информационных систем, позволяющих отслеживать наличие незанятых рабочих мест, финансирования профессионального обучения.

В отличие от структурных фондов Фонд сплочения как финансовый инструмент политики создан для софинансирования и реализации конкретных проектов в области защиты окружающей среды и развития транспорта (трансевропейских сетей) в отстающих странах, имеющих ВВП на душу населения ниже 90% среднего по ЕС уровня (Греция, Ирландия, Испания, Португалия). Очередность осуществления проектов определяется совместно Европейской комиссией и государствами-членами ЕС. Средства, выделяемые из этого фонда, составляют 80–85% всего государственного капитала, необходимого для реализации проектов в отмеченных сферах. Комиссия ЕС считает, что в принципе не менее 50% средств из Фонда сплочения должно направляться на выполнение экологических проектов, что отвечает общим целям и задачам политики ЕС в области окружающей среды.

Фонд содействия рыболовству как особый финансовый инструмент был создан для финансовой поддержки мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности рыболовной промышленности стран ЕС.

В 80-х и 90-х гг. был предпринят ряд шагов для реформирования структурных фондов с целью усиления программного подхода и достижения большей концентрации ресурсов, направляемых на реализацию программ развития. В бюджете ЕС ассигнования на структурные фонды приводятся большей частью по целевому назначению (так называемым направлениям). В 1994–1999 гг. было 6 таких направлений, на период 2000–2006 гг. их количество сокращено до 3.

В рамках направлений выделяемые ресурсы будут использоваться для развития отстающих и арктических регионов, проведения структурных преобразований в экономике с целью сближения уровней социально-экономического развития, улучшения занятости, повышения качества образования и профессиональной подготовки. Этот метод позволяет производить адресное использование средств бюджета и уменьшает возможность нецелевого использования выделяемых ресурсов.