Метод рынка капитала

Метод рынка капитала (capital market method) – один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. Метод рынка капитала основан на использовании цен акций аналогичных компаний, сформированных открытым фондовым рынком (рынком ценных бумаг). Информация о ценах на акции компаний, находящиеся в свободной продаже, после соответствующих корректировок дает ориентир для определения цены акции оцениваемого предприятия.

Оценка стоимости бизнеса с помощью метода рынка капитала включает:

  • сбор рыночной (базовой) информации (данных о фактических ценах купли-продажи акций предприятий, сходных с оцениваемым), реально отражающей спрос и предложение на рынке, и финансовой информации (отчетности за текущий год и предыдущие периоды);
  • составление списка аналогичных предприятий (по сходству отрасли; сходству производимой продукции; ее ассортименту и объему; уровню диверсификации производства; положению на рынке; стадии экономического развития оцениваемой компании и ее аналогов для выявления перспектив развития бизнеса);
  • проведение финансового анализа оцениваемого и аналогичных предприятий (для оценки степени риска, характерного для данного бизнеса, и расчета величины оценочного мультипликатора), позволяющего найти место или ранг оцениваемой компании в списке аналогов;
  • выбор мультипликаторов;
  • определение итоговой величины стоимости пакета акций.

Мультипликатор – коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой акций предприятия и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора – измеритель, отражающий финансовые результаты деятельности предприятия. В оценочной практике используется два типа мультипликаторов:

  1. интервальные (Цена/Прибыль; Цена/Денежный поток; Цена/Дивидендные выплаты; Цена/Выручка от продажи)
  2. моментные (Цена/Балансовая стоимость; Цена/Чистая стоимость активов).

Для определения итоговой величины рыночной стоимости пакета акций при методе рынка капитала используют метод взвешивания. Оценщик, в зависимости от конкретных условий и целей оценки, степени доверия к той или иной информации, придает каждому мультипликатору свой вес. Стоимость, полученная при помощи метода рынка капитала, представляет собой стоимость неконтрольного пакета акций данного предприятия при условии высокой ликвидности акций. Для нахождения стоимости контрольного пакета добавляют премию за контроль. Если акции оцениваемого предприятия низколиквидны, необходимо вычесть скидку на недостаточную ликвидность. Метод рынка капитала дает наиболее точные результаты при оценке неконтрольных пакетов акций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =