Метод отраслевых коэффициентов

Метод отраслевых коэффициентов (industry formulas method) – один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. Метод отраслевых коэффициентов предполагает использование формул и показателей, основанных на отраслевых данных и продажах компаний, учитывающих их конкретную специфику.

Согласно метода отраслевых коэффициентов предприятие оценивают на базе собственного материального капитала и премии за гудвилл, которая равна величине месячной премии до налогообложения (как правило, с учетом оклада владельца).

Метод отраслевых коэффициентов базируется на использовании определенных соотношений между ценой продажи фирмы и соответствующими финансовыми показателями. Отраслевые коэффициенты рассчитывают на основе статистических наблюдений за ценой продажи фирм и важнейшими их производственно-финансовыми характеристиками. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями в результате достаточно длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. Также отраслевые соотношения могут быть самостоятельно разработаны оценщиком на основе анализа отраслевых данных.

Все разновидности коэффициентов (мультипликаторов) представляют собой относительные оценки (в отличие от метода дисконтирования денежных потоков, отражающего абсолютные оценки).

Данный метод целесообразно использовать только в случаях, когда подобные предприятия часто продаются, а оценщик имеет опыт оценки объектов данного вида.

Метод отраслевых коэффициентов используется для оценки стоимости малых предприятий, управляемых своими владельцами (proprietorship), преимущественно в таких отраслях как общественное питание, розничная торговля, гостиничный бизнес. В результате оценки получают величину рыночной стоимости при 100%-ном контроле над предприятием.

Основным достоинством метода отраслевых коэффициентов является его простота. Однако применение метода может привести к искажению стоимости бизнеса, если при определении стоимости гудвилла не учитывать норму прибыли. Типичное значение и тип мультипликатора, используемого в данной отрасли, измеряет гудвилл для усредненных инвестиций, но реальные цены редко совпадают со средними значениями.

Метод отраслевых коэффициентов широко применяется в США, странах Западной Европы и предполагает определение стоимости бизнеса на основании эмпирических зависимостей от одного или нескольких показателей. Однако этот подход рассчитан на «стандартный» бизнес. Рынок купли-продажи готового бизнеса в Украине только развивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов еще не получил достаточного распространения в отечественной практике. На Западе рынок бизнеса развит давно, и в результате обобщения были разработаны достаточно простые соотношения для определения стоимости оцениваемого предприятия.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 8 =