Менеджмент

Менеджмент (management – управление, заведывание) – система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли. Менеджмент – управление, наиболее полно отвечающее потребностям развития рыночной экономики, особый вид профессиональной деятельности, основанный на применении принципов, функций и методов социально-экономического инструментария современной управленческой науки и практики.

Менеджмент – понятие многогранное: это и сфера деятельности, связанная с организацией работы людей на различных предприятиях, и область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления. Обычно этим термином обозначается также управляющий персонал предприятий и организаций.

Менеджмент представляет важный раздел экономической науки, изучающий теорию и практику управления производством и реализацией продукции (management science). В то же время широко распространено понимание менеджмента как искусства, поскольку в нем велико значение творческих и оригинальных управленческих решений. Отсюда современный менеджмент может быть представлен не в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности, свода готовых рекомендаций, а как система наиболее общих представлений, новой управленческой философии.

Для современного менеджмента характерны:

  • постоянное стремление к росту производства и бизнеса в целом;
  • широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования предприятия или его подразделений.

Для этого необходимо корректировать цели и программы в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды, ориентируясь на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. При принятии управленческих решений должна использоваться современная информационная база для многовариантных расчетов.

Современный менеджмент предполагает изменение функции планирования – от текущего к перспективному:

  • оценку итогов управления только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
  • максимальное использование математических методов и достижений информатики;
  • привлечение всех сотрудников предприятия к управлению им;
  • использование психологических ресурсов членов управленческой «команды» в целях повышения эффективности управления (performance management).

Среди непременных черт современного менеджмента

  • осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
  • опора на нововведения в каждом сегменте работы предприятия;
  • проведение глубокого экономического анализа перед принятием каждого управленческого решения;
  • способность разумно рисковать и управлять риском;
  • возрастание роли маркетинга до ключевой.

Функции менеджмента:

  1. планирование (в рамках которого определяются цели рыночной деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы и подходы, наиболее рациональные в конкретных условиях; на основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа предприятия);
  2. организация (формирование структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.п.));
  3. мотивация (обеспечивающая активизацию труда работающих, побуждение их трудиться творчески, с максимальной отдачей для реализации намеченных целей, для чего внедряется материальное и моральное стимулирование);
  4. контроллинг (задача которого – обеспечение количественных и качественных оценок результатов работы, наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, анализ и учет; на основе данных контроллинга корректируются ранее принятые решения, планы, нормы и нормативы);
  5. координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними).

Важнейшая задача менеджмента – организация производства товаров и услуг с учетом запросов потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение запланированной рентабельности предприятия, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимы:

  • техническая и технологическая перестройка и автоматизация производства, использование работников высокой квалификации;
  • создание для работающих на предприятии благоприятных условий труда, повышение реальной заработной платы в соответствии с достигнутыми результатами трудовой деятельности, внедрение широкой гаммы нематериальных поощрений;
  • перестройка бизнеса на новых основах – реинжиниринг, т.е. постоянное его обновление;
  • последовательный и тщательный контроль за эффективностью деятельности предприятия в целом, его подразделений, каждого работника;
  • систематический поиск и освоение новых рынков.

Для достижения этих целей менеджменту приходится решать целый комплекс вопросов, в частности:

  • определение и при необходимости корректировка целей развития предприятия;
  • выявление приоритетных проблем, постановка задач, определение их очередности и последовательности путей решения;
  • разработка и уточнение стратегии развития предприятия;
  • подготовка системы мероприятий для решения поставленных задач в установленные сроки;
  • оценка требующихся ресурсов и источников их пополнения;
  • внедрение жесточайшего контроля за выполнением намеченных задач;
  • эффективное управление персоналом в целях создания работоспособного коллектива.

Организация экономики, при которой права распоряжения ресурсами находятся в руках менеджмента, отделенного от собственников и в значительной степени не контролируемого ими, в экономической науке называется «управленческий капитализм» (managerial capitalism).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 7 =