Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль (marginal profit; contribution) — один из важнейших показателей, используемых в системе анализа «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Маржинальная прибыль представляет собой разность между суммой чистого дохода от реализации продукции и суммой переменных издержек.

Генерируемая предприятием маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные издержки и формировать необходимую балансовую прибыль от реализации продукции. Роль маржинальной прибыли в формировании балансовой прибыли предприятия схематически представлена на рисунке.

Маржинальная прибыль
Место маржинальной прибыли в системе формирования балансовой прибыли предприятия.

Исходя из приведенной схемы можно сформулировать основные условия формирования предприятием балансовой прибыли и достижения точки безубыточности:

marginal_profit_2

Соответственно можно определить и алгоритм расчета суммы маржинальной прибыли предприятия в рассматриваемом периоде:

МП = ВД - Нц - Ипер;
 МП = ЧД - Ипер

Маржинальная прибыль является разностью между выручкой от реализации произведенной предприятием продукции (НДС и акцизы не учитываются) и переменными затратами на производство. Маржинальную прибыль иногда называют суммой покрытия — то есть частью выручки, остающейся на формирование прибыли и покрытие постоянных затрат. Чем выше маржинальная прибыль, тем быстрее происходит возмещение постоянных затрат, и тем выше прибыль, которую в итоге получает предприятие.

Что касается терминов, то в отечественной практике аналогом маржинальной прибыли можно с некоторой натяжкой назвать валовую прибыль. Маржинальную прибыль можно рассчитать на единицу выпускаемой и реализуемой продукции (удельная маржинальная прибыль, маржинальный доход). Смысл этого расчета – получение информации о приросте прибыли за счет выпуска каждой дополнительной единицы товара. Общая сумма маржинальных прибылей по всей номенклатуре выпускаемой продукции называется маржинальной прибылью предприятия. В ситуации, когда объем реализации обеспечивает покрытие всех затрат предприятия, не обеспечивая прибыли (точка безубыточности), маржинальная прибыль будет равна постоянным затратам.

Если же выручка от реализации продукции превышает все переменные затраты – можно говорить о размере маржинальной прибыли. Если предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, то анализ этого ассортимента по маржинальной прибыли (маржинальный анализ) помогает определить самые выгодные с точки зрения возможной прибыльности виды продукции, и, соответственно, выявить виды продукции, которые производить предприятию не выгодно (или даже убыточно). Маржинальная прибыль зависит от таких подверженных изменению в рыночных условиях показателей, как цена и переменные затраты. На практике для увеличения маржинальной прибыли нужно или увеличить наценку на товары, или продавать товара больше, в идеале — делать и то, и другое одновременно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 13 =