Маастрихский договор

Маастрихский договор — договор об учреждении Европейского Сообщества (ЕС). Вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Маастрихский договор явился логическим продолжением многолетних усилий европейских государств в области валютной интеграции и опирался на имевшиеся достижения, прежде всего, на функционировавшую с марта 1989 г. Европейскую валютную систему.

Наметившаяся в середине 80-х гг. тенденция к оздоровлению экономической конъюнктуры создала благоприятные условия для форсирования интеграционного процесса. В 1985 г. государства-члены ЕС приняли Единый европейский акт (вступил в силу в 1987 г.), предусматривавший создание до конца 1992 г. единого внутреннего рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Работа по его формированию показала, что максимальный эффект может быть получен при параллельном формировании полноценного валютного союза.

Тезис «нет единого рынка без единой валюты» получил поддержку подавляющего большинства стран ЕС, которые на Евросовете в июне 1988 г. приняли решение о разработке плана поэтапного формирования экономического и валютного союза. Для выработки Договора об экономическом и валютном союзе была созвана межправительственная конференция как единственный орган, имеющий полномочия по внесению в Римский договор изменений, необходимых для введения единой валюты и создания единого банка.

По мере протекавших в ЕС дискуссий параллельно с работой над договором о валютно-экономическом союзе было решено созвать вторую межправительственную конференцию для заключения договора о политическом союзе. Итогом стал Договор об учреждении Европейского сообщества, согласованный на Межправительственной Конференции в Маастрихте (Нидерланды) 9–11 декабря 1991 г. и подписанный также в Маастрихте 7 февраля 1992 г.

Маастрихский договор представляет собой поправки и дополнения к Римскому договору 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества. В частности, значительная часть Римского договора «отредактирована», и термин «Европейское экономическое сообщество» всюду заменен на Европейское сообщество. (Следует отметить, что, хотя с ратификацией Маастрихского договора Европейское сообщество стало официально именоваться с 1 ноября 1993 г. Европейским союзом, термин «сообщество» по-прежнему сохраняется. С юридической точки зрения корректны оба наименования – Европейское сообщество и Европейский союз).

Европейский союз, в соответствии с Маастрихским договором, опирается на три «колонны»:

  1. экономический и валютный союз (представляющий собой сферу, где присутствуют элементы наднационального регулирования);
  2. общую внешнюю политику и политику в области безопасности (базирующиеся на механизме межгосударственного сотрудничества);
  3. координацию в вопросах внутренних дел и юстиции.

Дополнительные изменения в институциональное устройство ЕС были внесены на межправительственных конференциях в 1996–1997 гг. в Амстердаме (Амстердамский договор, подписан 2 октября 1997 г., вступил в силу с 1 мая 1999 г.) и в 2000 г. в Ницце (Ниццский договор, подписан 26 февраля 2001 г.).  Лиссабонский договор (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 г. в Жеронимуше в Лиссабоне. Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Страны, подписавшие Маастрихтский договор, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемые Маастрихтские критерии:

  1. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.
  2. Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.
  3. Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.
  4. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трех стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.
  5. Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2% среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × пять =