Ликвидация банка

Ликвидация банка (Bank liquidation) — процедура прекращения функционирования банка как юридического лица.

Ликвидация банка может быть осуществлена ​​по решению собственников банка или по решению Национального банка, в том числе по заявлению кредиторов, предложению временного администратора или соответствующего структурного подразделения Национального банка.

Национальный банк инициирует процедуру ликвидации банка с учетом обоснованного заключения соответствующего структурного подразделения Национального банка относительно целесообразности отзыва банковской лицензии и ликвидации банка.

Национальный банк имеет право отозвать банковскую лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка в случае несоблюдения банком норматива адекватности регулятивного капитала и снижения его значения до уровня ниже 3%, в случае потери банком базы данных, содержащей информацию о клиентах, контрагентах или остатках средств на счетах , открытых в нем, и невозможности восстановления этой информации, а также в других случаях ненадлежащего исполнения своих функций, предусмотренных законодательством.

Решение об отзыве банковской лицензии и назначении ликвидатора принимает Правление Национального банка.

Ликвидатором может быть назначено:

  1. физическое лицо, имеющее сертификат Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и ликвидации банка, высокие профессиональные и моральные качества, безупречную деловую репутацию, экономическое или юридическое образование и опыт, необходимый для выполнения функций ликвидатора;
  2. юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по временной администрации и ликвидации банков, по оказанию аудиторских, юридических или консалтинговых услуг и имеющее не менее трех работников с сертификатом Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и ликвидации банка.

Со дня принятия решения об отзыве лицензии и назначении ликвидатора прекращаются полномочия общего собрания, наблюдательного совета, правления (совета директоров) банка и временного администратора, который немедленно передает дела ликвидатору. Банковская деятельность банка завершается окончанием технологического цикла конкретных операций.

Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права органов управления банка. Между Национальным банком и ликвидатором в день назначения заключается договор о ликвидации банка.

Ликвидатор со дня своего назначения принимает следующие меры:

  1. обнародует информацию об отзыве банковской лицензии и назначении ликвидатора банка;
  2. возвращает уполномоченному структурному подразделению центрального аппарата Национального банка Украины, который осуществляет регистрацию и лицензирование банков, банковскую лицензию и разрешение Национального банка Украины на осуществление операций;
  3. блокирует все средства связи с банками корреспондентами с целью предотвращения незаконного оттока средств в иностранной валюте;
  4. письменно уведомляет все банки-корреспонденты об отзыве банковской лицензии и назначении ликвидатора;
  5. осуществляет перечисление средств банка с его корреспондентских счетов на накопительный счет ликвидатора, закрывает прямые корреспондентские счета и возвращает Национальному банку оригиналы регистрационных номеров, выданных Национальным банком по установленной форме;
  6. сообщает Национальному банку о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о решении относительно прекращения деятельности банка путем ликвидации.

Средства, полученные в результате ликвидационной процедуры (ликвидационная масса) — все виды имущественных активов (имущество и имущественные права) банка, принадлежащих ему на праве собственности на день открытия ликвидационной процедуры и выявленные в ходе ликвидации, направляются на удовлетворение требований кредиторов в следующей очередности:

  1. обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  2. денежные требования по заработной плате, возникшие из обязательств банка перед работниками до возбуждения процедуры ликвидации банка;
  3. требования Фонда гарантирования вкладов физических лиц;
  4. требования вкладчиков-физических лиц в части, превышающей сумму, выплаченную Фондом гарантирования вкладов физических лиц;
  5. требования Национального банка, возникшие в результате снижения стоимости залога, предоставленного для обеспечения кредитов рефинансирования;
  6. требования Министерства финансов Украины, возникшие в связи с предоставлением возвратной финансовой помощи за исключением взносов в уставный капитал;
  7. требования физических лиц, платежи которых или платежи на имя которых заблокированы (кроме физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности);
  8. другие требования;
  9. требования по субординированному долгу.

Имущество банка, являющееся предметом залога, включается в состав ликвидационной массы, но используется исключительно для внеочередного удовлетворения требований залогодержателя. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются по мере поступления на счет средств от продажи имущества банка после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств, полученных от продажи имущества банкрота, для полного удовлетворения всех требований одной очереди, требования удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору одной очереди.

Выплату кредиторам средств ликвидатор осуществляет самостоятельно с накопительного счета или через банк-агент, определенный по результатам проведения конкурса только в безналичной форме путем перечисления средств на текущие счета кредиторов, открытые в других банках. После завершения всех процедур ликвидатор представляет Национальному банку отчет о ликвидации банка.

(См. Банковский надзор, Государственное регулирование банковской деятельности, Меры воздействия).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =