Кредитный скоринг

Кредитный скоринг (Credit Scoring) — метод классификации заемщиков на различные группы для оценки их кредитоспособности и уровня кредитного риска. Кредитный скоринг является математической или статистической моделью, с помощью которой банк определяет вероятность возврата кредита конкретным потенциальным заемщиком в срок. Кредитный скоринг, как правило, используется в потребительском экспресс-кредитовании на небольшие суммы и базируется на анализе данных о возврате кредитов отдельными группами заемщиков, полученных в результате изучения большого количества кредитных историй. Использование кредитного скоринга позволяет упростить работу кредитного инспектора, осуществляющего рассмотрение заявок на кредит и увеличить скорость их рассмотрения.

Целью использования систем кредитного скоринга являются:

Различают следующие виды кредитного скоринга: анкетный, ситуативный и коллекторский. С целью использования современных систем кредитного скоринга банки пользуются услугами профессиональных скоринг-вендоров.

Процедура кредитного скоринга состоит в присвоении заемщику определенных баллов в соответствии с заполненной им анкетой, разработанной оценщиками и кредитными инспекторами банка, с целью определения уровня кредитного риска заемщика. По сумме набранных баллов в автоматическом режиме система кредитного скоринга предоставляет рекомендации по принятию решения об одобрении или отказе в выдаче кредита. В большинстве программ потребительского кредитования скоринг может автоматически принимать решение по 85-90% кредитных заявок. Поэтому в большинстве случаев решение по кредитной заявке, выданное системой кредитного скоринга, будет решающим.

В банках США популярна методика FICO-score, согласно которой потенциальный заемщик оценивается по шкале от 300 до 900 баллов: выше 690 — «прекрасно»; 650-690 — средний стандартный уровень; 640-650 — «очень хорошо»; 620-640 — «хорошо»; 600-620 — «плохо»; ниже 600 — «высокорисковый».

(См. Кредитный риск, Потребительский кредит).