Кредитный мониторинг

Кредитный мониторинг (credit monitoring) – система наблюдений за состоянием кредитного портфеля кредитной организации, включающая анализ, оценку и прогноз выполнения условий кредита, обусловленных договорами.

Цель кредитного мониторинга – обеспечить погашение в срок основного долга и уплату процента по ссуде.

Основные направления кредитного мониторинга:

  • текущее финансовое состояние заемщика в статике и динамике;
  • своевременность и полнота выполнения им обязательств, вытекающих из условий кредитного договора;
  • качество обеспечения кредита;
  • размеры риска кредитора и правильность формирования резервов по кредиту;
  • соотношение условий кредитного договора с текущими рыночными тенденциями;
  • правильность отражения в бухгалтерском учете кредитора движений, связанных с выполнением условий кредитного договора.

Для проверки кредитоспособности заемщика и ранней диагностики кредитного риска применяют математико-статистические методы. Кредитный мониторинг осуществляется в полном объеме или частично сотрудниками службы внутреннего контроля или другими специалистами в соответствии с распоряжением кредитного комитета кредитной организации.

Существуют различные варианты организации процесса кредитного мониторинга, но, как правило, они базируются на следующих четырех основных принципах:

  1. Проведение банками-кредиторами периодических проверок всех видов кредитов. Так, например, все крупные кредиты проверяются с периодичностью в каждые 30, 60 или 90 дней по усмотрению банка, а остальные (более мелкие) кредиты проверяются в выборочном порядке.
  2. Осуществление детальной разработки этапов и последовательности проведения кредитного контроля с целью обеспечения надлежащей проверки всех важнейших условий по каждому кредиту, в том числе таких как:
    • соблюдение графика платежей в соответствии с заключенным договором;
    • ликвидность (качество и состояние) имущества, заложенного под обеспечение кредита;
    • наличие полноты и достоверности всей необходимой документации на случай судебных разбирательств;
    • изучение и реальная оценка финансового положения заемщика и прогнозы его потребностей в увеличении или содержании размера банковского кредита;
    • установление степени соответствия выданной ссуды кредитной политике и действующим стандартам формирования кредитного портфеля и использования ресурсов.
  3. Придание усиленного внимания частоте и глубине разносторонних проверок проблемных кредитов с учетом тенденции роста или ослабления остроты проблемы, связанной с каждой конкретной ссудой.
  4. Увеличение количества и углубление содержания проверок в условиях экономического спада, а также в тех случаях, когда появляются значительные проблемы в отраслях, в которые вложены кредитные ресурсы банка. В числе этих проблем могут быть такие, как заметное изменение налогового, экспортно-импортного законодательства; изменение технологий или появление новых конкурентов и т.п.

Кредитный мониторинг можно классифицировать по определенным признакам:

  1. по сфере осуществления:
    • внутренний кредитный мониторинг, при котором контроль осуществляется преимущественно по документам, которые соответствуют тому или иному этапу процесса кредитования, причем оценивается степень кредитного риска;
    • внешний кредитный мониторинг, к которому относятся встречи и переговоры с заемщиками, которые допустили просрочку платежей; телефонные звонки, переписка; встречные проверки движения товаров, приобретенных за счет кредитных средств; инспекционные проверки на местах; переговоры с поручителями т.д.
  2. по характеру проведения:
    • предварительный кредитный мониторинг, который предусматривает проверку соответствия проведения кредитной деятельности требованиям законодательства, наличия соответствующих разрешений, лицензий, лимитов и т.д. к предоставлению кредитных средств заемщикам и включает в себя анализ кредитной документации, оценки финансового состояния заемщика и анализ кредитного проекта, оценку предмета обеспечения по кредиту и т.д. Главной целью предварительного кредитного мониторинга является определения реального риска для банка и принятие эффективного решения по предоставлению кредита заемщику;
    • текущий кредитный мониторинг заключается в осуществлении контроля банком за выполнением условий кредитного договора заемщиком после принятия решения о предоставлении кредита и выдачи кредитных ресурсов. Главной целью текущего кредитного мониторинга является определение риска потерь для банковского учреждения вследствие неспособности заемщика погасить долг и выплатить проценты за пользование им. При этом осуществляется проверка своевременности погашения заемщиком кредитной задолженности, определяются изменения в его финансовом состоянии и хозяйственной деятельности, анализируется выполнение клиентом условий кредитного договора по целевому использования кредитных средств, оценивается качество имущества, предоставленного в обеспечение и т.д.;
    • последующий (дальнейший) мониторинг кредитной деятельности банка заключается в обеспечении систематической проверки состояния организации кредитной деятельности банка, правильности регистрации, надлежащего оформления и проведения кредитных операций. В процессе такого контроля следует выяснить причины нарушения правил проведения кредитной деятельности и принять соответствующие меры по их устранению;
  3. в зависимости от методов осуществления:
    • дистанционный кредитный мониторинг;
    • инспекционный кредитный мониторинг;
  4. в зависимости от масштабов проведения кредитного мониторинга:
    • локальный;
    • региональный;
    • национальный;
    • глобальный;
  5. в зависимости от участка охвата:
    • на уровне кредитного портфеля в целом — основной целью такого мониторинга является своевременное выявление признаков, фактов, изменений или их тенденций, характеризующих состояние кредитного портфеля, которые могут привести или уже привели к повышению рисков и могут негативно повлиять на результаты деятельности банка, а также разработка предложений по улучшению состояния банковской кредитной деятельности;
    • на уровне отдельного кредитного соглашения — целью является своевременное выявление отклонений в процессе кредитования конкретного заемщика на всех его этапах; выяснение причин этих отклонений и разработка предложений по корректировке допущенных ошибок;
  6. в зависимости от групп заемщиков различают мониторинг кредитов, предоставленных:
    • заемщикам-юридическим лицам;
    • заемщикам-физическим лицам;
    • заемщикам-банкам;
    • заемщикам-небанковским финансовым учреждениям;
    • группам связанных лиц банка;
    • заемщикам-органам государственного управления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 15 =