Контроллинг

Контроллинг (сontrolling) – внутрифирменная система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля.

Концепция контроллинга возникла в США в конце XIX в. В Великобритании под контроллингом понимается процесс измерения и мониторинга результатов деятельности компании в сравнении с предварительно определенными целями, планами, стандартами и бюджетами, а также принятие требуемых корректирующих действий. В США контроллинг означает вообще деятельность по управлению и контролю, направленную на выполнение производственных операций согласно установленному плану. В Германии под контроллингом (начал применяться с 1970-х гг.) часто понимают систему управления прибылью предприятия.

Контроллинг как инструмент интегрированного планирования и контроля может применяться на предприятиях разного организационного строения и разной величины. Контроллинг представляет собой преобразование традиционного финансового и бухгалтерского учета в специальный учет для управления (managerial accounting). Если традиционный учет регистрирует свершившиеся факты, причем разрозненно, без связи между ними, контроллинг стремится к интегрированному отображению самого хода деятельности (компании, предприятия) и целиком обращен к управлению, принятию на основе собранной информации конкретных управленческих решений.

Специалист службы контроллинга (контруллер) должен обеспечить разработку оптимальных планов с учетом всех альтернативных вариантов и ориентации на взаимосогласованность действий всех подразделений фирмы.

Основные задачи контроллинга – информационное обеспечение ориентированных на результат процессов планирования, регулирования и контроля (мониторинга) на предприятии, выполнения функций интеграции, системной организации и координации.

Базу контроллинга образуют показатели производственного и финансового учета, по возможности организованные в банк технико-экономических данных. Контроллинговая информационная система ведет контроллинг затрат и результатов, инвестиций, снабжения, производства, логистики и сбыта.

Среди инструментов, используемых для выполнения отдельных стратегических и оперативных задач контроллинга:

  • бенчмаркинг – англ. benchmarking (анализ и сравнение с конкурентами);
  • разработка прогнозных сценариев;
  • сетевое планирование;
  • стоимостной анализ затрат и результатов;
  • калькулирование;
  • расчеты экономической эффективности;
  • портфельный анализ;
  • анализ точки безубыточности;
  • имитационное моделирование и др.

В организационном отношении введение контроллинга приводит к тому, что ряд специфических для западных компаний должностей, например, казначея (финансового директора) и секретаря (ассистента правления) передаются в ведение организационно оформленной службы контроллинга.

В крупных компаниях создаются специальные структурные единицы – отделы контроллинга, в малом бизнесе выполнение соответствующих функций передается внешним сервисным контроллинговым центрам. Задачи внутреннего аудита (ревизии) в США (в отличие от немецкой практики) тоже входят в функции контроллинга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 1 =