Контроль

Контроль (от фр. controle – проверка, англ. control) – составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.

Контроль предназначен для осуществления наблюдения в соответствии с задачами, правами и обязанностями субъекта управления. Выделяют следующие виды контроля:

  • государственный (статусом которого могут обладать контрольные органы, функционирующие в непосредственном подчинении законодательной власти);
  • вневедомственный (проводимый органами распорядительной и исполнительной власти);
  • ведомственный (включая внутрихозяйственный, проводимый ведомственными органами, обладающими контрольными полномочиями);
  • аудиторский (независимый, обязательный, платный, осуществляемый на основании договоров с объектом контроля (клиентом) о проведении финансовых проверок);
  • общественный контроль (со стороны общественных организаций, профсоюзов и т.п.).

Реализуя контрольную функцию, субъект управления создает необходимые предпосылки для нормального функционирования хозяйствующего субъекта и достижения намеченных целей как в стратегической перспективе, так и при решении вопросов оперативного характера.

Содержание контроля раскрывают такие процедуры, как:

  • сбор, обработка и анализ информации о фактическом положении дел в структурных подразделениях;
  • сравнение полученных данных с запланированными показателями;
  • выявление отклонений и анализ их причин;
  • разработка системы мероприятий для достижения намеченных целей.

В современной практике управления используются различные виды контроля. По контролируемым объектам различают:

  • контроль хода производственных процессов;
  • технологический контроль;
  • финансовый контроль;
  • контроль трудовой дисциплины и т.д.

По периодичности контроль может быть:

  • систематическим;
  • периодическим;
  • разовым.

По широте охвата различают контроль:

  • общий;
  • выборочный.

Выделяют три аспекта управленческого контроля:

  1. установление стандартов – ясное и четкое формулирование целей, которые должны быть достигнуты в намеченный период времени (стандарты базируются на планах, разрабатываемых организациями. Одновременно формируется система показателей результативности деятельности управляемого объекта и его структурных элементов, позволяющая точно определить, что должно быть получено для достижения намеченных целей (объем, продажа, прибыль, стоимость сырья и материалов и т.д.));
  2. измерение фактически достигнутых результатов за определенный период и их сравнение с ожидаемыми (в ходе сравнения оценивается, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов);
  3. подготовка необходимых корректирующих действий, способствующих приведению фактического положения дел к запланированным результатам (на этом этапе могут пересматриваться и сами стандарты).

Принята своего рода технология контроля. Он проводится по следующей принципиальной схеме:

  • выбор концепции контроля (система, процесс или частные проверки, предмет и цель контроля, контролирующий орган);
  • определение цели контроля (целесообразность, регулярность и эффективность);
  • нормы контроля (этические, правовые, производственные и т.п.);
  • методы контроля (предварительный (диагностический, терапевтический), текущий и заключительный);
  • объем и область контроля (полный, сплошной, эпизодический, финансовый, качество продукции, производительность труда, экология и т.п.).

Действенность и эффективность контроля обеспечиваются при соблюдении следующих требований:

  • использование заранее принятых стандартов;
  • соответствие функции, подлежащей измерению;
  • доступность для своевременного понимания (позволяющая немедленно определить отклонение от норм и стандартов);
  • результативность и способность продуцировать четкие корректирующие меры;
  • последовательный характер контрольных процедур;
  • базирование на реальных целях и задачах, ориентированных на объективные факты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − восемь =