Консолидированный надзор

Консолидированный надзор (Consolidated Supervision) — надзор за деятельностью банковской группы. Консолидированный надзор осуществляется с целью определения влияния на финансовое состояние банков их инвестиций в дочерние банки (компании), операций и сделок с дочерними банками (компаниями), возможностей управлять их деятельностью, а также для оценки платежеспособности группы и выявления неконтролируемых групповых рисков.

Консолидированный надзор не означает проведение банковского надзора только на основе консолидированной финансовой отчетности банковской группы. Основным принципом консолидированного надзора является восстановление приоритета экономической сущности перед юридической формой операций между участниками банковской группы. Консолидированный надзор не заменяет, а дополняет банковский надзор на индивидуальной основе.

Законодательное обеспечение консолидированного надзора в Европейском Союзе осуществляется в соответствии с Директивами ЕС, основными из которых являются следующие.

Директива 2000/12/ЕС касается деятельности кредитных учреждений («Директива консолидации банковской деятельности»). Это основной документ для формирования внутреннего рынка финансовых услуг в пределах ЕС, который направлен на обязательную гармонизацию законодательства стран-членов ЕС с целью обеспечения взаимного признания систем полномочий и пруденциального надзора.

Надзор на консолидированной основе рассматривается как дополнительный аспект надзора за кредитными учреждениями как отдельного субъекта. Он не заменяет отдельного надзора за банковской деятельностью. Потребность в консолидированном надзоре обусловлена ​​разносторонней природой финансовой деятельности, которую осуществляют кредитные учреждения, а также растущей до международного уровня сферой применения такой деятельности и структур, при посредничестве которых такая деятельность происходит.

Директива 2002/87/ЕС относительно дополнительного надзора за кредитными учреждениями, страховыми и инвестиционными компаниями в финансовом конгломерате («Директива финансовых конгломератов»). Дополнительный надзор — это пруденциальный надзор на групповой основе за кредитными и страховыми учреждениями, предприятиями и инвестиционными компаниями-участниками финансовой группы (объединения), предоставляющей услуги и продукты в различных секторах финансового рынка. Дополнительный надзор проводится с целью предотвращения злоупотреблений в секторальном пруденциальном надзоре и предотвращения дополнительных пруденциальных рисков, которые могут возникать из-за присущей финансовой группе структуры. В Директиве 2002/87/ЕС дан перечень критериев назначения единого координатора от компетентных органов, которые осуществляют отдельный надзор за регулируемыми конгломератом субъектами. Как консолидированный, так и дополнительный надзор учитывает то, что кредитное учреждение часто является частью более широкой сети, которая может охватывать другие юридические лица в банковской сфере, широкий спектр видов финансовой деятельности и промышленные или коммерческие интересы — как в стране пребывания, так и в других странах.

Основы надзора за финансовыми группами в ЕС изложены в вышеупомянутых директивах, которыми установлены минимальные уровни гармонизации. Таким образом, страны-члены ЕС имеют возможность внедрять более строгие правила. Директивой о требованиях к капиталу, вступившей в силу в январе 2007 г., были внесены изменения в предыдущие две Директивы ЕС и внедрена наблюдательная концепция в ЕС, которая предусматривает правила Базеля II относительно измерения капитала, его достаточности и соответствующего раскрытия информации.

Основные требования к капиталу сосредоточены в двух директивах: Директиве 2006/48/ЕС об основании и осуществлении деятельности кредитных учреждений и Директиве 2006/49/ЕС о достаточности основного капитала инвестиционных компаний и кредитных учреждений. Пересмотр этих двух директив уже согласован и будет введен в ближайшее время с целью улучшения управления крупными рисками, надзора за трансграничными банковскими группами, качеством капитала банков, управлением рисками ликвидности и управлением рисками секьюритизированной продукции.

В Директиве 2000/12/ЕС кредитное учреждение определено как субъект предпринимательской деятельности, цель которого заключается в получении депозитов или других средств на возвратной основе и предоставлении кредитов за свой собственный счет. В этом смысле понятие «кредитная организация» является синонимом понятия «банк», которое используется во многих юрисдикциях. Директива 2006/48 несколько расширяет определение кредитного учреждения и включает проведение электронных расчетов в соответствии с требованиями Директивы 2000/46/ЕС.

Важным является вопрос определения кредитных союзов, как кредитного или финансового учреждения. В Директиве 2000/12/ЕС финансовое учреждение определено как субъект предпринимательской деятельности, который не является кредитным учреждением, а его основная деятельность заключается в приобретении участия или осуществлении одного или более видов деятельности. Данное определение исключает деятельность по получению депозитов и других средств на возвратной основе. Кредитный союз, как правило, принимает депозиты и средства только от членов союза и кредитных и финансовых учреждений, а не от граждан, как это происходит в случае с банком. Например, в Великобритании и Ирландии кредитные союзы вместе с другими субъектами специально исключены из Директивы 2000/12/ЕС.

В Великобритании под классификацию «финансовых» компаний для целей политики надзора на консолидированной основе подпадают компании, осуществляющие один или более из следующих видов деятельности:

  1. Дополнительные банковские услуги (содержание или управление имуществом, управление услугами по обработке данных и другие подобные виды деятельности, имеющие дополнительный характер по отношению к основной деятельности одного или более кредитных учреждений).
  2. Предоставление кредитов, в том числе потребительских, ипотечных, факторинга с правом или без права регресса, финансирование коммерческих операций (форфейтинг).
  3. Финансовый лизинг.
  4. Услуги по переводу денег.
  5. Выпуск и обслуживание платежных средств (платежные карты, дорожные и банковские чеки).
  6. Предоставление гарантий и поручительств.
  7. Торговля за свой счет или за счет клиентов: операции по поручению клиентов или от своего имени с инструментами денежного рынка (чеки, векселя, депозитные сертификаты); валютой; финансовыми фьючерсами и опционами; инструментами, базирующимися на обменных курсах и процентах; ценными бумагами, подлежащими обращению.
  8. Участие в выпуске ценных бумаг и услуг, связанных с таким выпуском.
  9. Предоставление консультаций по структуре капитала, промышленной стратегии и связанных с этим вопросов, а также предоставление консультаций и услуг по слиянию и приобретению предприятий.
  10. Посредничество на межбанковских рынках.

На практике консолидированный надзор различают на основе консолидированной отчетности и надзор на консолидированной основе. В соответствии с законодательством Украины надзор на консолидированной основе по банковским группам осуществляет Национальный банк, а надзор за небанковскими финансовыми группами — Нацкомфинуслуг и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

(См. Государственное регулирование банковской деятельности, Государственное регулирование рынка финансовых услуг, Риски в процессе надзора на консолидированной основе).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + четырнадцать =