Коносамент

Коносамент (bill of lading) — документ, подтверждающий отправку товаров морем грузоотправителем. Преимущественно используется в тех случаях, когда судно перевозит товары, принадлежащие нескольким грузоотправителям (общее судно). Каждый грузоотправитель получает коносамент, выдаваемый обычно капитаном судна от имени либо владельца судна, либо фрахтователя. Конoсамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом. Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет три функции:

  1. является распиской в принятии товаров;
  2. содержит перечисление условий договора о перевозке;
  3. является документом, подтверждающим право собственности на товары.

Коносамент выдается также владельцем судна фрахтователю, который использует судно для перевозки собственных товаров. В этом случае условия договора о перевозке перечислены в договоре о фрахте, поэтому коносамент выступает только в качестве расписки и документа, подтверждающего право собственности на товар. Собственность на товары во время перевозки может быть передана другому лицу, если коносамент выписан на предъявителя либо на нем сделана передаточная надпись при условии, что он был выписан по чьему-либо приказу.

В коносаменте указываются:

  • наименование судна (если груз принят к перевозке определенным судном);
  • наименование перевозчика, место приема груза к перевозке, наименование отправителя;
  • место назначения или направление судна, наименование получателя груза (коносамент на предъявителя, именной коносамент, ордерный коносамент);
  • наименование, маркировка, состояние, внешний вид и свойства груза;
  • количество мест и/или вес и/или объем груза;
  • данные о фрахте и других причитающихся перевозчику платежах;
  • количество составленных экземпляров коносамента;
  • подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Коносамент относится к ценным бумагам. Коносаменты бывают:

  • именными, с указанием имени получателя груза;
  • ордерными, содержащими указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя;
  • «на предъявителя», согласно которому груз выдается предъявителю коносамента.

Коносамент называют «чистым», если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и «грязным», если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.

Различают линейный и чартерный коносамент. В линейном коносаменте подробно излагаются условия договора морской перевозки, осуществляемой по заранее определенному расписанию на судоходных линиях между определенными портами. С его помощью регулируют взаимоотношения перевозчика не только с получателем, но и с отправителем груза. Чартерный коносамент применяется в трамповых перевозках (англ. tramp – бродяга; трамповая перевозка – без расписания, не на линии). В этом случае чартер регулирует правоотношения перевозчика и получателя груза, а коносамент, выдаваемый отправителю, служит распиской о принятии груза на борт судна, а также товарораспорядительным документом. Условия коносамента должны совпадать с условиями чартера, который обладает приоритетом перед коносаментом.

В зависимости от того, в какой момент выдан коносамент (до погрузки груза на борт судна или после погрузки), различают коносамент бортовой и небортовой. Допускается обмен небортового коносамента на бортовой. Это важно для банков, т.к. ст. 18 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов предусматривает, что при отсутствии в аккредитиве других указаний коносамент должен подтверждать наличие груза на борту судна.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + три =