Конкуренция

Конкуренция (в русск. через нем. Konkurrenz (с XVII в.) или польск. konkurencja от лат. concurrere – совместно домогаться цели; англ. competition от позднелат. competere – добиваться лидерства) – соперничество, соревнование физических и юридических лиц в определенной сфере деятельности при столкновении экономических интересов.

Конкуренция — соперничество между участниками экономических отношений за ограниченные ресурсы: сырье, рабочую силу, капитал, рынки сбыта. Конкуренция в широком смысле присутствует в любой экономике — как плановой, так и рыночной. В первом случае предприятия и другие экономические субъекты часто конкурируют на внерыночном и даже внеэкономическом поле (борьба за благосклонность руководящих органов государства за увеличение или уменьшение плановых заданий, а также за директивное обеспечение ресурсами), а во втором — дефицитные ресурсы распределяются на основе свободных торгов.

Конкурентные отношения в экономической сфере возникли одновременно с товарным производством как механизм регулирования рыночного хозяйства. Они выполняют роль «соединительной ткани», благодаря которой рыночное хозяйство функционирует как сложная и многозвенная система. Порождаемая общественным разделением труда, экономической обособленностью производителей и частной собственностью, конкуренция является одной из ключевых объективных закономерностей развития рынка.

«Невидимая рука» рынка, о которой писал Адам Смит (1723–1790), действует прежде всего с помощью реального механизма конкуренции. Любому индивидууму, занятому экономической деятельностью, внутренне свойственна склонность к состязательности и предприимчивости, вследствие чего конкуренция не тождественна лишь «кровавой борьбе за существование». Она делает ставку на реализацию известного принципа «от каждого по способностям» с коррекцией на начальное неравенство этих способностей и отсюда – на необходимость делового соперничества между их носителями.

Конкуренция проявляется в борьбе между различными субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации продукции и услуг, за лучшее качество обмениваемых благ и обслуживания потребностей; она содействует ускорению научно-технического прогресса и совершенствованию структуры национального хозяйства. Будучи по-прежнему «борьбой всех против всех», конкуренция постоянно эволюционирует в сторону все более полного удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей людей и в этом смысле может превращаться в «борьбу всех ради всех».

Конкуренция (как и рынок в целом) бесспорно несет в себе и созидательные, и разрушительные свойства. Однако, по словам известного английского экономиста, главы Кембриджской школы А. Маршалла (1842–1924), «экономист не должен порицать конкуренцию вообще, без всякого анализа; он обязан придерживаться нейтральной позиции в отношении любого ее проявления, пока не убедится, что ограничение конкуренции не окажется на практике более антиобщественным, чем сама конкуренция».

Выделяют шесть основных функций конкуренции:

  1. регулирующую;
  2. аллокационную;
  3. инновационную;
  4. адаптационную;
  5. распределительную;
  6. контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение (и скрытое за ним производство) благ с целью установления его оптимального соответствия спросу (потреблению). Девизом этой функции выступает принцип: «производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести».

Аллокационная функция (от англ. allocation – размещение) выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь – труда, земли и капитала) в местах (хозяйствующих субъектах и географических регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция обнаруживается в использовании нововведений, опирающихся на научно-технические достижения и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики и общественного производства в целом.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания через снижение издержек производства и реализации, а также глубокое изучение рынка) к расширению сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (ВНП) среди потребителей.

Контролирующая функция не допускает установления экономического диктата одних агентов рынка над другими.

В рыночной экономике различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная (абсолютно свободная) конкуренция характеризуется наличием на рынке неограниченного множества продавцов и покупателей однородных товаров и невозможностью установления каждым из них контроля над ценами (по сути это абстрактная, теоретическая модель).

С точки зрения экономических теорий рыночной экономики оптимальной считается совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором все конкурирующие субъекты слишком малы относительно размера рынка, чтобы существенно влиять на условия покупки и продажи товаров. В этом случае предприятия вынуждены оптимизировать свою деятельность, чтобы иметь возможность удовлетворить максимальные потребности клиентов по минимальным ценам.

В ситуации совершенной конкуренции ценообразование происходит на основе спроса и предложения множества равноправных покупателей и поставщиков. Предполагается, что информация о цене и качестве товара (услуги) у каждого продавца доступна покупателям, они могут делать рациональный выбор, полностью представляя себе положение дел на рынке. В то же время продавцы имеют доступ к информации о запросах потребителей, а также равный доступ к ресурсам.

Совершенная конкуренция — идеал, не достижимый в реальной экономике на макроуровне, т.к. неравномерное распределение ресурсов и информации вносит искажения в процесс ценообразования. Значительное влияние на конкурентную среду оказывает и государство, напрямую участвуя в производстве и потреблении рыночных товаров и услуг, а также стимулируя и ограничивая меры воздействия на участников рынка, в т.ч. и с декларируемой целью усиления конкуренции.

В реальной экономике присутствует несовершенная конкуренция — состояние рынка, при котором отдельные участники экономических отношений или их группы могут существенно влиять на цены товаров (услуг) для потребителей.

Несовершенная конкуренция обязательно предполагает более или менее активное включение в конкурентные отношения элементов монополизации и возможность установления власти над ценами со стороны отдельных субъектов рынка.

Несовершенная конкуренция возникает на рынках, имеющих высокие барьеры входа для новых участников: юридические (государственное лицензирование бизнеса или продукта, а также прямое регулирование рынка), ресурсные (уникальность источника сырья), финансовые (дороговизна строительства производственных мощностей), трудовые (недостаточное количество рабочих рук или ограничения со стороны профсоюзов) и др. Все это делает процесс выхода на рынок новых поставщиков затрудненным, а положение существующих крупных участников рынка — привилегированным. В результате со временем производство или поставка товара на рынок концентрируется в руках одной или нескольких крупных компаний, которые получают возможность увеличивать свою прибыль за счет завышения цен на продукцию. Часть дополнительной прибыли при этом может направляться на усиление защиты от появления конкурентов.

В рамках несовершенной конкуренции выделяют:

  1. чистую монополию;
  2. олигополистическую конкуренцию;
  3. монополистическую конкуренцию.

В первом случае на определенном рынке должно установиться господство единственного продавца (монополия) или покупателя (монопсония) с абсолютной властью над ценами и объемом выпуска (однако господству монополиста всегда на практике «мешают» инновационные фирмы, выпускающие новые товары и товары-заменители, а также иностранные производители).

При олигопольной (от греч. oligos – немногочисленный и poleo – продаю) структуре рынка небольшое количество фирм захватывает контроль над какой-либо отраслью (с возможностью его распространения на цены).

И, наконец, в третьем, самом типичном для хозяйственной практики, варианте достаточно большое число субъектов рынка делает ставку на выпуск дифференцированной продукции в борьбе за привлечение внимания покупателей (показателями ее отличия могут быть качество, торговая марка, уровень сервиса, стиль оформления, реклама, и даже привлекательность упаковки), в результате чего каждый из них выступает одновременно в ролях и монополиста, и конкурента с реальной возможностью контроля над ценами на свои особые (отличающиеся от других аналогов) продукты и услуги. Именно такого рода монополистическая конкуренция выступает как ведущая форма конкурентных отношений на всех этажах современного бизнеса – от большого до малого.

В конкурентных отношениях используются, помимо рыночных, нерыночные формы борьбы (экономический шпионаж, экономический бойкот, рэкет и др.). Законодательством не допускаются приемы недобросовестной конкуренции, связанные с нарушением принятых на рынке деловых норм и правил конкуренции (незаконное получение и разглашение конфиденциальной информации; распространение ложных сведений путем рекламы или иными способами о качестве продукции, способах ее производства и пригодности к применению, ценах и т.д.; замалчивание важной для потребителя информации). Закон запрещает согласованные действия в любой форме (картели и т.п.) по установлению условий, ограничивающих конкуренцию, а также разделу рынков и устранению с них или ограничению доступа на них хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей.

Особую роль играет конкуренция на финансовом рынке и, в частности, в банковском деле. Она разворачивается здесь между различными кредитными институтами как по линии привлечения средств, так и в области активных операций и предопределяется укрупнением банковского капитала, ориентацией банков на массового потребителя, ростом их универсализации и вторжением в нетрадиционные сферы обслуживания клиентов, существенными сдвигами в технологии банковского дела, структурными изменениями кредитных портфелей и др.

Общая эффективность банковского бизнеса, равно как и удовлетворение дифференцированных потребностей клиентуры, находятся в прямой зависимости от умелого поддержания на финансовом рынке режима добросовестной конкуренции. Однако в данной сфере и особенно в больших по территории государствах следует учитывать объективную необходимость как увеличения численности кредитных институтов, так и их централизации, позволяющей получать выгоды от масштабов ведения операций и финансовой устойчивости.

Действенность рынка кредитных ресурсов неотделима от заметного обострения межбанковской конкуренции, которая охватывает не только коммерческие, но и сберегательные, инвестиционные, ипотечные и торговые банки, а также другие специализированные кредитные учреждения. Она дополняется усиливающимся соперничеством банков со страховыми и лизинговыми компаниями, пенсионными фондами и прочими субъектами кредитного рынка.

В рамках межбанковской и сопряженных с ней форм конкуренции все большее значение приобретает борьба ее участников за расширение клиентуры с использованием стратегии дифференциации банковских услуг. Во всех странах с высокоразвитой рыночной экономикой смешанного типа конкурентные отношения являются объектом государственного регулирования с помощью соответствующего антимонопольного законодательства, и сам перевод народного хозяйства на рыночные рельсы невозможен без конструктивных мер государства, нацеленных на создание системы эффективной и добросовестной конкуренции. Международный опыт свидетельствует, что при этом наиболее жестко государственная власть должна регулировать банковскую систему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + одиннадцать =