Конгломерат

Конгломерат  (conglomerate) – группа компаний, объединенных в единую организацию с диверсифицированными интересами. Входящие в конгломерат предприятия не обязательно связаны производственно-технологической кооперацией или принадлежностью к той или иной отрасли.

Конгломерат — группа компаний, объединенных в единую организацию, имеющую финансовые интересы в разных отраслях промышленности, оперирующую в разных сферах деятельности (на разных рынках).

Конгломераты часто выступают в форме холдинговых компаний (таких, в которых одна компания — холдинг — владеет частью акций других, дочерних, компаний и через нее способна оказывать на них влияние). Многообразие сфер деятельности может достигаться диверсификацией крупной компании ради получения таких преимуществ, как устойчивость положения на рынке (когда, например, временная убыточность одного производства компенсируется прибыльностью других).

Мотивом образования конгломерата наряду со снижением финансового риска (обычной целью диверсификации производства) является стремление компаний к повышению прибыли и богатства. Приобретая другие компании, конгломерат концентрирует ряд функций, например, такие как маркетинговая деятельность, сбыт товаров, что повышает эффективность производства. Нередко компании приобретают малоэффективные предприятия с целью превратить их в эффективные.

Наиболее распространенной формой образования конгломератов является практика слияний и поглощений (M&A). Конгломераты отличаются высокой степенью децентрализации стратегического управления, в то же время входящие в них компании пользуются самостоятельностью в принятии решений по текущему управлению производством. Слияния и поглощения, ведущие к образованию конгломерата, подразделяют обычно на две категории:

  1. расширяющие объем производства;
  2. расширяющие рынок.

В США конгломератами называют концерны, которые возникают в очень короткий срок при поглощении большого количества фирм, функционально независимых друг от друга.

В последние годы в развитых странах образуются транснациональные концерны. Их цель заключается в том, чтобы получать высокую прибыль в странах с низкими налоговыми ставками, а в тех странах, где налоги высокие — аккумулировать меньшую прибыль.

Транснациональные концерны находятся в собственности или под контролем предпринимателей одной страны, а многонациональные концерны имеют международное распределение капитала (например, Дженерал Моторс).

Особенности конгломератов:

  • интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;
  • объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но полностью финансово зависимы от головной компании;
  • значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;
  • в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенно регулирует деятельность подразделений стоящая во главе конгломерата холдинговая компания;
  • как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Мнения о последствиях распространения в рыночной экономике конгломератов расходятся: одни авторы полагают, что этот процесс «умерщвляет» конкуренцию (поэтому во многих странах образование конгломератов ограничивается антимонопольным законодательством), другие – что он способствует появлению новых форм конкуренции. Интерес к акциям конгломератов на финансовых рынках, по многолетним наблюдениям, носит неустойчивый характер.

(См. Финансово-промышленная группа)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 13 =