Конгломерат

Конгломерат  (conglomerate) – группа компаний, объединенных в единую организацию с диверсифицированными интересами. Входящие в конгломерат предприятия не обязательно связаны производственно-технологической кооперацией или принадлежностью к той или иной отрасли.

Конгломерат — группа компаний, объединенных в единую организацию, имеющую финансовые интересы в разных отраслях промышленности, оперирующую в разных сферах деятельности (на разных рынках).

Конгломераты часто выступают в форме холдинговых компаний (таких, в которых одна компания — холдинг — владеет частью акций других, дочерних, компаний и через нее способна оказывать на них влияние). Многообразие сфер деятельности может достигаться диверсификацией крупной компании ради получения таких преимуществ, как устойчивость положения на рынке (когда, например, временная убыточность одного производства компенсируется прибыльностью других).

Мотивом образования конгломерата наряду со снижением финансового риска (обычной целью диверсификации производства) является стремление компаний к повышению прибыли и богатства. Приобретая другие компании, конгломерат концентрирует ряд функций, например, такие как маркетинговая деятельность, сбыт товаров, что повышает эффективность производства. Нередко компании приобретают малоэффективные предприятия с целью превратить их в эффективные.

Наиболее распространенной формой образования конгломератов является практика слияний и поглощений (M&A). Конгломераты отличаются высокой степенью децентрализации стратегического управления, в то же время входящие в них компании пользуются самостоятельностью в принятии решений по текущему управлению производством. Слияния и поглощения, ведущие к образованию конгломерата, подразделяют обычно на две категории:

  1. расширяющие объем производства;
  2. расширяющие рынок.

Мнения о последствиях распространения в рыночной экономике конгломератов расходятся: одни авторы полагают, что этот процесс «умерщвляет» конкуренцию (поэтому во многих странах образование конгломератов ограничивается антимонопольным законодательством), другие – что он способствует появлению новых форм конкуренции. Интерес к акциям конгломератов на финансовых рынках, по многолетним наблюдениям, носит неустойчивый характер.

(См. Финансово-промышленные группы.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 4 =