Концерн

Концерн (concern) — форма объединения промышленных, торговых, транспортных предприятий, финансовых и научно-исследовательских учреждений, характеризующаяся (в отличие от конгломерата) единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией.

Термин «концерн» заимствован из немецкого языка (куда пришел из английского, а начало берет от латинского «concernere» — смешивать) и тесно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний еще в конце XIII — начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шелковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г. в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Концерн — крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Для концерна характерны децентрализованная система управления входящими в него предприятиями (по основным группам продукции и регионам), большой объем внутрифирменных поставок; централизованными в нем являются, как правило, капиталовложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также финансы.

Международные концерны известны под названием транснациональных. Концерны, в которые входят участники из многих стран, именуются мультинациональными.

Различают следующие виды концернов:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • смешанные (конгломераты).

Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь производственный цикл от закупки материалов до изготовления и сбыта одного определенного вида продукции — например, Volkswagen AG, объединяющий все аспекты автопроизводства.

Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Еще одним примером является концерн, куда входят производители обуви различных марок, ценовой стоимости, сезонности, или с выпуском товара для определенной возрастной группы.

Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 1960-х, с типично перемежающимися спадами и подъемами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на займы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать еще бо́льшие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образом, создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский General Electric, немецкий Siemens, японская Mitsubishi.

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Siemens, ThyssenKrupp, Volkswagen, Dräger. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − один =