Комиссия

Комиссия (от лат. commissio – поручение) – обязательство одной стороны (комиссионера) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Плату за совершение такой сделки также принято называть комиссией, комиссионными. В банковском деле – договор комиссии регулирует отношения банка с клиентом при выполнении различного рода банковских операций, именуемых как посреднические, «комиссионные», «агентские», за которые банк взимает комиссионное вознаграждение. К ним относятся:

  • комиссионно-расчетные операции (включая расчеты в форме инкассо, аккредитивные и переводные операции, корреспондентские услуги, а также операции с векселями и кредитными картами);
  • торгово-комиссионные услуги (связанные с покупкой и продажей банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов, а также факторинговое обслуживание);
  • посреднические услуги по размещению ценных бумаг;
  • трастовые (доверительные) услуги;
  • выдача банком поручительств и гарантий, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
  • бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов.

Комиссионная плата, взимаемая банками за оказание посреднических услуг, может иметь различные формы в зависимости от вида операций. Размер и способы оплаты этих услуг предусматриваются в договоре комиссии и обычно устанавливаются в форме определенного процента от цены сделки.

Рост комиссионных операций коммерческих банков связан с необходимостью диверсификации банковской деятельности в условиях усиления конкурентной борьбы и представляет собой один из способов поддержания уровня доходности банка. В мировой практике банковского дела наблюдается рост комиссионных операций и расширение набора банковских услуг. Доля комиссионных доходов коммерческих банков в общем валовом доходе колеблется в различных странах от 16 до 40%. Эта тенденция связана не только с необходимостью поддержания показателей ликвидности баланса банка, но и характеризует процесс постепенного становления коммерческого банка как социально-рыночного института. Традиционные финансово-посреднические функции банка дополняются такими, как управление имуществом корпоративных и частных клиентов, предоставление консультационных и информационных услуг, что превращает банк не только в «агента», действующего по поручению клиента, но и в его партнера и гаранта.

Отечественные коммерческие банки также расширяют спектр комиссионных (посреднических) банковских операций. Однако основная часть доходов банков формируется за счет краткосрочного кредитования клиентов, что свидетельствует о низком уровне диверсификации банковской деятельности, а значит и о недостаточном уровне развития сферы банковских услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 3 =