Классическая теория

Классическая теория (classic theory) – школа экономической мысли, создавшая классическую политическую экономию. Представители классической теории (школы) исследовали становление и развитие рыночной экономики, разработали систему экономических категорий и законов, а также причинноследственный метод познания экономических явлений.

Классической школой была создана концепция экономического либерализма, которая заключалась в невмешательстве государства в экономику и поддержке свободной рыночной конкуренции.

Классическая школа возникла в конце XVII в. и существовала почти 200 лет до конца XIX в. В ее развитии выделяют 4 этапа.

1-й этап связан с возникновением идей классической школы в конце XVII – середине XVIII вв. В Англии в полемику с меркантилизмом вступил Уильям Петти (1623–1687). В труде «Политическая арифметика» (1683) впервые были использованы элементы статистики в анализе экономических проблем. Во Франции известен Пьер Буагильбер (1646–1714), который одновременно с У. Петти выдвинул теорию трудовой стоимости. Деньги он рассматривал как основное зло, приносящее людям бедствия. Уменьшить власть денег предлагал путем сведения функции денег только как к инструменту обращения. Идеи классической школы развили французские экономисты, объединенные в школу физиократов, родоначальником которых был Франсуа Кенэ (1694–1774).

2-й этап протекал в конце XVIII в. и ознаменовался становлением классической политической экономии благодаря деятельности великого английского экономиста Адама Смита (1723–1790).

3-й этап пришелся на первую половину XIX в. и отмечен эволюцией ее идей. Основные представители: Давид Рикардо (1772–1823) и Томас Роберт Мальтус (1766–1834) в Великобритании; Жан-Батист Сэй (1767–1832) во Франции; Генри Чарлз Кэри (1793–1879) в Америке.

4-й этап приходится на 2-ю половину XIX в. и связан с именами английского экономиста Джона Стюарта Милля (1806–1873) и известного немецкого экономиста Карла Маркса (1818–1883).

Классическая школа в качестве основного объекта исследования рассматривала процесс производства, остальные фазы общественного воспроизводства рассматривались как зависимые, обусловленные закономерностями производства. Она внесла большой вклад в развитие теории финансов, денег и кредита.

У. Петти на заре формирования идей классической школы в «Трактате о налогах и сборах» (1662) исследовал различные статьи государственных расходов, в работе «Разное о деньгах» (1682) выступил сторонником количественной теории денег, указывая на закономерности в количестве денег, необходимых для обращения.

Физиократы как представители одного из направлений классической школы рассматривали деньги в первую очередь как средство обращения. Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781) расценивал деньги из золота и серебра в качестве одного из товаров и отмечал, что золото теряет в цене, если его количество увеличивается. Тюрго указывал на неудобство бумажных денег в случае, когда их количество не соответствует объему производимых товаров. Он исследовал также природу денежного процента как части прибыли, которую можно получить, имея деньги.

А. Смит, создатель рыночной экономической системы, включающей понятия «человека экономического», «правила невидимой руки» и «естественного порядка», в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) продолжает традиции классиков в теории денег. Деньги рассматриваются им как техническое орудие обмена, торговли. Смит пишет: «Деньги – это великое колесо обращения». Основная функция денег, по Смиту – функция обращения. В 5-й книге указанной работы предлагаются правила налогообложения: нужно возлагать их не на один класс, как это было у физиократов, а на труд, капитал и землю, распределять налоги пропорционально имущественному состоянию, четко устанавливать сроки, способ, размер платежей и санкции за неуплату. Смит предложил концепцию коммерческого банковского дела на основе учета только «реальных векселей», для того чтобы бумажные деньги не выпускались в избытке.

Д. Рикардо разработал теорию банков и развил количественную теорию денег на основе созданной им теории международной торговли и сравнительных преимуществ. Рикардо объяснил законы, управляющие обращением товаров и денег между странами, причины их приливов и отливов. Придерживаясь в международной торговле идеи фритредерства (свободной торговли), Рикардо показал, что возникновение пассивного торгового баланса в стране приводит к оттоку денег за границу для оплаты излишка ввоза, вследствие этого деньги внутри страны становятся редкими и цены товаров падают. Такая ситуация способствует уменьшению импорта и увеличению экспорта. Деньги перестают уходить за границу и возвращаются на родину. Таким образом экономические силы содействуют приведению торгового баланса к равновесию. Рикардо разработал принципы выпуска банками банковских билетов, которые легли в основу законов, принятых в Великобритании в 1822 и 1844 г. Рикардо выступил против системы свободного выпуска банковских билетов, поскольку считал ее неспособной к саморегулированию. Он проповедовал нечто вроде режима принудительного курса, который мог функционировать только в условиях монополии государственного банка.

К. Маркс развил теорию денег, их эволюции и функций, теорию процента, налогов, банков.

Дж. С. Милль завершает рыночную ветвь классической школы и в своем труде «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848) подтверждает сложившуюся концепцию «нейтральности» денег, т.е. инструмента, облегчающего процесс обращения, демонстрируя тем самым недооценку функции денег как меры ценности товарного запаса. Милль придерживается количественной теории денег, согласно которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров. Рассматривая регулирующие функции государства в отношении банков, он отмечает, что центральный банк должен способствовать росту банковского процента с целью привлечения в страну иностранного капитала и усиления национального валютного курса, что в свою очередь предотвратит утечку золота за границу. Рассматривая государственные финансы, Милль обосновывал нежелательность крупных государственных расходов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + тринадцать =