Излишек потребителя и производителя

Излишек потребителя и производителя — взаимосвязанные величины, отражающие взаимодействие спроса и предложения на конкретном рынке товаров и услуг.

Излишек потребителя (consumer’s surplus) – дополнительная полезность или дополнительная выгода, получаемая потребителем благодаря тому, что цена покупаемого им товара или услуги оказалась ниже того максимума, который он готов был заплатить. Совокупный излишек потребителя измеряется как площадь над уровнем цены слева от кривой спроса. Понятие используется в анализе затрат и результатов ( cost-benefit analysis) и т.п. как показатель изменений благосостояния (так называемых компенсаций и эквивалентов).

Излишек потребителя и производителя

Излишек производителя (producer’s surplus) – дополнительный доход владельца факторов производства, возникающий вследствие того, что рыночная цена на продукцию оказалась выше той, по которой производитель готов был ее продавать (т.е. прямая или косвенная получаемая полезность оказывается больше полезности того, от чего отказываются). Совокупный излишек производителя измеряется как площадь фигуры между уровнем цены и кривой предельных издержек слева от кривой спроса. Эта часть дохода продавца товара или услуги связана с тем, что цены в краткосрочном периоде не являются равновесными (так называемая квазирента – quasi-rent).

Излишек потребителя достигает максимума в условиях совершенной конкуренции, тогда как излишек производителя растет с ростом монополизации рынка. Суммарный излишек является мерой аллокационной эффективности использования ресурсов.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 5 =