Источники финансовой информации

Источники финансовой информации (information sources of financial managment) — система внешних и внутренних источников информации, обеспечивающих целенаправленное формирование информационной базы финансового менеджмента. Формирование системы информативных показателей финансового менеджмента за счет внешних и внутренних источников информации связано с отраслевыми особенностями предприятий, их организационно-правовыми формами хозяйствования, объемом и степенью диверсификации хозяйственной деятельности и рядом других условий.

Вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, классифицируется по отдельным группам (см. рисунок).

Источники финансовой информации
Классификация показателей, формирующих информационную базу финансового менеджмента

Показатели, формируемые из внешних источников информации, делятся на три основные группы:

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития его активов и капитала, осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока. В первом блоке — «Показатели макроэкономического развития» — содержатся следующие основные информативные показатели, используемые в финансовом менеджменте:

Во втором блоке — «Показатели отраслевого развития» — содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:

  • объем произведенной (реализованной) продукции;
  • общая стоимость активов, в том числе оборотных;
  • общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;
  • сумма балансовой и чистой прибыли;
  • ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;
  • индекс цен на продукцию.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий или соответствующих электронных источниках информации.

Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на два блока. В первом блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка» — содержатся следующие основные показатели:

  • виды основных инструментов фондового рынка, обращающихся в его организованном и неорганизованном секторах;
  • котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
  • цены сделок по основным видам фондовых инструментов;
  • объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;
  • сводный индекс цен на фондовом рынке.

Во втором блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру денежного рынка» — содержатся следующие основные показатели:

  • депозитная ставка отдельных коммерческих банков;
  • кредитная ставка отдельных коммерческих банков;
  • официальный валютный курс (по валютам, с которыми работает предприятие);
  • курс покупки-продажи отдельных валют, установленный коммерческими банками.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков:

  • «Банки»;
  • «Страховые компании»;
  • «Поставщики продукции (сырья, материалов)»;
  • «Покупатели продукции»;
  • «Конкуренты».

Источниками формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие показатели являются обязательными), соответствующие рейтинги (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными фирмами. Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями финансового менеджмента, объемом хозяйственных операций и длительностью партнерских отношений с отдельными контрагентами. Получение такой информации должно осуществляться только легальными способами.

Показатели, формируемые из внутренних источников информации, делятся на две основные группы:

1. Показатели финансового учета предприятия. Система показателей этой группы составляет основу информационной базы финансового менеджмента. На основе этой системы показателей производится анализ, прогнозирование, текущее планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия. Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность (что позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов); регулярность формирования (не реже одного раза в квартал) и высокая степень достоверности (отчетность, формируемая на базе финансового учета, предоставляется внешним пользователям и подлежит внешнему аудиту).

Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока:

2. Показатели управленческого учета предприятия. Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии. Состав его показателей и регулярность их представления определяются конкретными задачами финансового менеджмента. Результаты управленческого учета используются для контроля текущей финансовой деятельности и оценки ее эффективности, формирования финансовой стратегии и политики по отдельным аспектам деятельности предприятия.

Использование основных из перечисленных показателей внешних и внутренних источников позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную информационную базу финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × пять =