Интернет-банкинг

Интернет-банкинг (е-banking) — деятельность банка по предоставлению комплекса услуг клиентам по электронному управлению своими счетами через Интернет с любого компьютера в любое время.

К интернет-банкингу относят:

  • управление счетами (выписки, переводы со счета на счет, подготовка балансов и т.п.);
  • открытие депозитов;
  • осуществление валютных операций;
  • осуществление платежных операций (оплата счетов за товары, коммунальные платежи и т.д.);
  • оформление заявлений на подключение к другим услугам (SMS-банкинг, карточки, депозиты, кредиты и т.д.);
  • предоставление информации о других открытых банковских продуктах (платежные карты, депозиты, кредиты);
  • обмен валют;
  • обмен финансовыми документами и т.п.

Технология интернет-банкинга происходит от технологии дистанционного банковского обслуживания («home banking» — домашний банкинг или «remove banking» — удаленный банкинг).

Интернет-банкинг — комплекс средств для управления банковскими счетами через Интернет. Идеологически интернет-банкинг может осуществляться как посредством «тонкого клиента» (на стороне пользователя не устанавливается дополнительное программное обеспечение, операционные страницы обрабатываются обычным интернет-браузером), так и посредством «толстого клиента» (требующего установки на компьютер пользователя специального программного обеспечения, осуществляющего отображение информации, передачу в банк команд и шифрование всего передаваемого содержимого).

В большинстве случаев частным клиентам не требуется установка дополнительных программ, поэтому клиент не привязан к определенной операционной системе и может использовать как PC-совместимый компьютер, так и MAC или всевозможные портативные устройства (телефоны, коммуникаторы, планшеты). Операции производятся через сайт самого банка, на который можно зайти, используя стандартный интернет-браузер (Microsoft Internet Explorer, Mozilla FireFox и т.п.). Клиентам-юридическим лицам традиционно банк предлагает «толстый клиент» — предоставляет для проведения операций через Интернет специальное программное обеспечение (клиент-банк), которое устанавливается на компьютер организации.

Подтверждение дистанционно переданных операций производится (в зависимости от возможностей банка и предпочтений пользователя) электронно-цифровой подписью, одноразовым паролем (из таблицы либо карты переменных кодов или с генератора паролей, сообщение пришедшим по СМС), специальным платежным паролем или «ПИН2» в терминологии некоторых банков.

Тарифы на банковские операции (перевод со счета на счет в другом банке, конвертация, оплата услуг и т.д.) в интернет-банке, как правило, ниже, чем в обычном банковском отделении. Это связано с более низкими операционными затратами по таким операциям.

Управление счетом через Интернет (из-за низких комиссий) считается наиболее дешевым, однако если следовать всем требованиям экспертов по безопасности, клиенту потребуется завести отдельный компьютер, используемый только для подключения к сайту интернет-банка. Это делает интернет-операции далеко не такими выгодными, как принято считать. Кроме того, за саму услугу интернет-банкинга банк может взимать абонентскую плату.

Вследствие несоблюдения клиентами всех многочисленных рекомендаций по безопасности (которые банк обычно перечисляет в специальной памятке, выдаваемой пользователю при подписании договора о подключении к услуге интернет-банкинга) нередки случаи мошенничества с банковскими счетами, управление которыми осуществляется через Интернет.

Интернет-банкинг развивается в направлении диверсификации банковских услуг. Усиливается тенденция интеграции банковских продуктов и услуг — к традиционным банковским добавляются страховые, дилерские, инвестиционные, юридические, консультационные и тому подобное.

(См. Система электронной торговли, Электронная коммерция).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =