Инновационные инвестиции

Инновационные инвестиции (innovation investment) — одна из форм реального инвестирования, осуществляемая с целью введения технологических инноваций в деятельность предприятия. Инновационные инвестиции осуществляются в двух основных формах:

  1. путем приобретения готовой научно-технической продукции;
  2. путем разработки новой научно-технической продукции.

Инновационные инвестиции в форме приобретения готовой научно-технической продукции имеют следующие виды:

  1. приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. Патентная охрана дает их владельцам исключительное право пользования, производства и продажи продукции (дизайна, технологии и т.п.) на определенный период времени;
  2. приобретение «ноу-хау». Одним из условий такого приобретения является обеспечение коммерческой тайны, передаваемой научно-технической информации.

Приобретение патентов и ноу-хау осуществляется на основе лицензионных соглашений. Различают два основных вида лицензий на эту продукцию:

  1. неисключительная (или простая) лицензия, которая предусматривает ограниченное право использования (например, по географии распространения, объему производства и т.п.); в этом случае лицензиар сохраняет за собой все права по использованию или дальнейшей реализации лицензии неограниченному кругу пользователей;
  2. исключительная лицензия, которая предусматривает предоставление лишь одному лицензиату исключительного права на использование готовой научно-технической продукции и выдачу лицензии третьим лицам; в этом случае лицензиар может оговорить в соглашении лишь право собственного ее использования с согласия лицензиата или установить ограничительные условия использования исключительной лицензии (только на производство продукции; только на продажу продукции и т.п.). Одной из форм лицензионного соглашения является фрэнчайзинг.

Инновационные инвестиции в форме разработки новой научно-технической продукции имеют следующие виды:

  1. разработка новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия. В этом случае финансовые средства инвестируются в соответствующий объект инноваций, создаваемый на предприятии с возможным участием третьих лиц;
  2. разработка новой научно-технической продукции сторонними организациями по заказу предприятия. В наиболее обобщенном виде это направление носит название «инжиниринг» (он представляет собой комплекс работ по проведению научно-исследовательских и конструкторских работ с целью разработки рекомендаций по совершенствованию организации производства и управления, техники и технологии, форм реализации готовой продукции и оказание услуг).

Результаты разработки новой научно-технической продукции как при первой, так и при второй форме этого вида инновационных инвестиций оформляются отчетами о научно-исследовательской работе, комплектами технологической и конструкторской документации, методическими рекомендациями, описанием компьютерных программ и т.п.

Инновационные инвестиции являются основным путем формирования нематериальных активов предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − семнадцать =