Инфляция

Инфляция

Инфляция (Inflation) — продолжающийся рост общего уровня цен, отражающий снижение покупательной способности денежной единицы. Основными факторами инфляции называют монетарные и немонетарные. К монетарным факторам инфляции относят переполнение каналов денежного обращения деньгами, в результате чего происходит обесценивание денег и снижение их покупательной способности. К немонетарным факторам относится повышение спроса на товары и услуги, увеличение издержек производства, сезонные факторы и тому подобное.

Различают несколько видов инфляции:

  1. Инфляция спроса — изменение цен, обусловленное повышением спроса на товары и услуги в результате роста доходов населения, увеличения государственных расходов и тому подобное.
  2. Инфляция издержек (инфляция предложения) — изменение цен, обусловленное ростом цен факторов производства (сырья, электроэнергии, топлива, заработной платы), что приводит к повышению себестоимости производства товаров или оказания услуг или снижению их предложения на рынке. Спровоцировать инфляцию издержек также может введение новых косвенных налогов.
  3. Скрытая инфляция, которая может возникнуть в условиях установления директивных цен и находит свое проявление в уменьшении товарного предложения.
  4. Импортированная инфляция — «перенос» инфляции из страны-торгового партнера вследствие резкого изменения паритета покупательной способности национальных валют двух стран и накопления неуплаченных обязательств.

Основными негативными последствиями инфляции является уменьшение реальной покупательной способности (цены) денег и снижение уровня жизни населения. Происходит также ухудшение ожиданий относительно макроэкономической ситуации, что приводит к снижению деловой активности.

В экономической литературе инфляция классифицируется по следующим основным признакам:

  1. По механизму возникновения:
    • инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара);
    • инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов (повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен).
  2. По форме проявления:
    • открытая инфляция — ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен (характерна для рыночной экономики);
    • скрытая (подавленная) инфляция — государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита (в данном случае обесценивание денег выражается в дефицитах и очередях; растут цены на «черных рынках»);
    • инфляционный шок – одномоментное резкое повышение цен.
  3. По сфере распространения:
    • локальная инфляция – рост цен происходит в пределах одной страны;
    • мировая инфляция – охватывает группу стран или всю мировую экономику.
  4. По темпам роста цен (см. Темп инфляции):
    • ползучая (умеренная) инфляция – цены растут медленно, но неуклонно (до 10% в год);
    • галопирующая инфляция – быстрый рост уровня цен (от 10 до 200% в год);
    • гиперинфляция – катастрофический рост цен (более 200% в год).
  5. По степени сбалансированности роста цен:
    • сбалансированная инфляция — при ней цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными;
    • несбалансированная инфляция – при ней цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
  6. По степени прогнозируемости роста цен:
    • ожидаемая инфляция – может быть спрогнозирована на какой-либо период, или «запланирована» правительством;
    • неожидаемая инфляция — характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и состоянии экономики.

Инфляция

Для определения уровня инфляции используют следующие показатели:

  1. Индекс потребительских цен (ИПЦ) (Consumer Price Index, CPI) — показатель, характеризующий изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного (собственного) потребления. ИПЦ отражает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг постоянного качества с постоянными характеристиками в текущем периоде по сравнению с базисным. ИПЦ, как правило, используют как показатель общего уровня инфляции в экономике.
  2. Индекс цен производителей (ИЦП) (Wholesale Price Index, WPI; Production Price Index, PPI) — показатель изменения цен в сфере промышленного производства.
  3. Базовая инфляция (Core CPI) — показатель, характеризующий немонетарные факторы инфляции и рассчитывается на базе ИПЦ и имеет целью определение устойчивой динамики цен с исключением краткосрочных неравномерных изменений цен, вызванных шоками предложения, сезонными факторами, административным регулированием тарифов и цен. Различают базовую узкую инфляцию — которая характеризует изменение цен непродовольственных товаров за исключением топлива, и базовую широкую инфляцию, характеризующую изменение продовольственных товаров с высокой степенью обработки, непродовольственных товаров за исключением топлива, а также услуг, цены на которые не регулируются административно.
  4. Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — показатель изменения цен всех товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года. Этот показатель иногда называют «индексом цен Пааше».

Основным показателем инфляции, используемым в макроэкономическом анализе и прогнозировании, является индекс потребительских цен. Впервые идею расчета ИПЦ на основе потребительской корзины в начале ХХ в. выдвинул И. Фишер. И хотя ИПЦ измеряет только изменения цен (тарифов) на потребительские товары и услуги, его используют как показатель общего уровня инфляции в экономике и называют «индексом инфляции». ИПЦ используется для решения многих вопросов государственной политики, анализа и прогнозирования ценовых процессов, в частности, с целью пересмотра размеров денежных доходов населения, перерасчетов арендной платы, индексации нормативной стоимости земли, сумм задолженности в соответствии с решениями судебных органов, если использование этого показателя обусловлено договором и тому подобное. Все большую актуальность приобретают региональные ИПЦ.

Методология расчета ИПЦ базируется на общих требованиях Конвенции 160 Международной организации труда 1985 года (статьи 12), «Резолюции относительно индексов потребительских цен», принятой на семнадцатой Международной конференции статистов труда (2003) и совместном документе МОТ, МВФ, ОЭСР, Евростата, ООН и Всемирного банка «Руководство по индексу потребительских цен. Теория и практика» (2004). В Украине ИПЦ рассчитывается с 1991 г.

При расчетах ИПЦ учитывается приобретение населением постоянного набора товаров и услуг с неизменной структурой потребления в течение определенного периода. В потребительский набор включаются товары и услуги массового потребительского спроса, независимо от того регулируются цены (тарифы) на них, или они являются рыночными. Под товаром (услугой)-представителем, который включается в потребительский набор, понимают совокупность видов товаров (услуг), которые являются однородными по своим потребительским свойствам и назначению и имеют одинаковые тенденции изменения цен (тарифов). Потребительский набор является единым для всех регионов страны и определяется централизованно Госкомстатом Украины. В соответствии с рекомендациями МОТ потребительский набор пересматривается один раз в пять лет. С 2007 г. потребительский набор, по которому Госкомстат Украины осуществляет расчеты ИПЦ, включает 296 товаров (услуг)-представителей.

Для расчета индекса инфляции совокупная цена потребительского набора товаров и услуг в базисном периоде принимается за 100, а изменения в следующие периоды выражаются в процентах к стоимости базисного периода. Индекс инфляции рассчитывается ежемесячно и в годовом измерении как изменение стоимости потребительского набора товаров и услуг в декабре текущего года к декабрю предыдущего года как кумулятивная величина (нарастающим итогом) и выражается в процентах. В аналитических целях индекс инфляции рассчитывают также как изменение потребительского набора в текущем месяце к соответствующему месяцу предыдущего года, на конец отчетного квартала к концу предыдущего квартала и т.д.

Начиная с 2008 г., Государственная служба статистики использует международную классификацию СОСИСОР и не рассчитывает индексы цен непродовольственных товаров и платных услуг. Кроме того, с 2008 г. индексы продовольственных товаров не включают алкогольные напитки и табачную продукцию.

Противоположностью инфляции является дефляция, которая проявляется в снижении общего уровня цен, что свидетельствует о повышении покупательной способности денег.

(См. Дефляция, Инфляционное предостережение, Таргетирование инфляции).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − одиннадцать =