Индекс цен товаропроизводителей

Индекс цен товаропроизводителей (Producer Price Index, PPI) — индекс, который показывает изменение цен на товары и услуги на оптовом уровне реализации, то есть непосредственно у тех, кто их произвел. Индекс цен производителей — показатель среднего уровня изменения цен на сырье, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.

Индекс цен товаропроизводителей — индекс с фиксированным набором весов, отслеживающий изменения в ценах, по которым продают свои товары национальные производители на оптовом уровне реализации.

Индекс цен товаропроизводителей охватывает все стадии производства: сырье, промежуточные стадии, готовую продукцию, а также все сектора: промышленность, добычу, сельское хозяйство. Цены импортных товаров в него не входят, но оказывают влияние на него через цены импортируемого сырья и комплектующих.

Индекс цен товаропроизводителей следует отличать от индекса потребительских цен, который отражает инфляцию или дефляцию в точках конечной реализации.

В индексе цен товаропроизводителей представлены не только цены на законченную продукцию, но и стоимость на всех стадиях производства, включая цены на сырье.

Как правило, изменение цен товаропроизводителей опережает их рост или падение, например, в розничных сетях. Таким образом, можно говорить о том, что данный индекс является более ранним индикатором инфляции, чем индекс потребительских цен.

Более того, рост индекса цен товаропроизводителей характеризует тип инфляционных процессов. Считается, что инфляция, в основе которой лежит рост издержек, оказывает большее влияние на экономику, чем инфляция, базирующаяся на ожиданиях конечных покупателей, то есть так называемая инфляция спроса.

Индекс цен производителей является одним из опережающих индикаторов, сигнализирующих о будущем уровне инфляции. Например, если наблюдается рост цен на оптовом уровне, то через некоторое время это, скорее всего, приведет к росту цен и на розничном уровне, что, в свою очередь, может вызвать рост индекса потребительских цен.

Однако следует понимать, что рост индекса цен товаропроизводителей не всегда приводит к росту уровня инфляции в силу следующих существенных моментов:

  1. Рост цен на стадии производства не всегда приводит к росту цен на готовую продукцию, поскольку он может быть компенсирован за счет снижения других статей расходов и не приведет к увеличению себестоимости. Аналогично, рост оптовых цен на готовую продукцию и товары не всегда приводит к росту розничных цен, поскольку розничные сети могут компенсировать это воздействие за счет экономии на других статьях расходов.
  2. Рост индекса цен производителей не означает автоматического роста индекса потребительских цен, поскольку последний учитывает также изменение цен на услуги и рассчитывается для определенного набора потребительских товаров, который не совпадает с набором промышленных товаров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =