Градуализм

Градуализм (лат. gradatio – постепенное изменение) – одна из двух (см. шоковая терапия) основных альтернативных концепций экономической трансформации постсоветских обществ в рыночную экономику. Реализуемые на практике варианты рыночных преобразований содержат черты обеих теорий. Градуализм рассматривает трансформацию директивно-плановой экономики как относительно длительный и постепенный процесс, в котором ведущая роль отводится стабилизации производства. В соответствии с этой теорией только при устойчивом выпуске отечественной продукции можно обеспечить непрерывное поступление доходов, необходимых для пополнения бюджета, инвестиций, и повышение платежеспособного спроса населения. С точки зрения градуализма падение объемов производства – худшее зло по сравнению с низким исходным уровнем его эффективности, поскольку содержит в себе риск потери импульса трансформации.

Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, шаг за шагом, при этом двигателем рыночных преобразований эта теория считает государство. Именно оно, руководствуясь долгосрочной стратегической программой реформ, должно заменять командную экономику рыночной. Градуалистский подход предполагает смягчение экономических и социальных последствий реформ, стремится избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Это переход не революционного, а эволюционного характера. Его основные черты:

  • рыночные отношения начинаются с насыщения потребительского рынка товарами и услугами путем развития частного сектора производства и сбыта;
  • только после достижения равновесия на потребительском рынке проводится медленная либерализация цен. При этом сохраняется государственный контроль над ценами в монополизированных отраслях;
  • проводится жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции.

Практика показала, что эволюционный путь целесообразно применять в тех странах, где:

  • имеется довольно развитое сельское хозяйство и кустарное производство, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства. Это дает возможность быстро увеличивать предложение на рынке;
  • сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса;
  • стабильная финансовая система;
  • среди политической и хозяйственной элиты преобладают люди, заинтересованные в проведении реформ.

К преимуществам градуализма по сравнению с «шоковой терапией» можно отнести то, что он снижает риск возникновения тупиковой ситуации вследствие неудачного проведения реформ. Если на каком-либо этапе реформа не принесет успеха, можно вернуться на предыдущий этап, закрепиться и затем попробовать снова. Градуализм также снижает возможность чрезмерного обострения социально-экономической ситуации в стране как реакции общества на перемены во всех сферах  жизни.

Основной недостаток градуализма по сравнению с «шоковой терапией» состоит в том, что он предполагает наличие большого запаса прочности в экономике и обществе, который позволил бы им функционировать на протяжении длительного периода времени перемен.

Примерами успешной реализации градуалистского подхода являются Венгрия и Китай.

В Венгрии рыночные преобразования начались в конце 60-х годов прошлого века. Тогда они не предполагали смены политического строя. В течение 20 лет, вплоть до конца 80-х годов венгерское руководство постепенно расширяло поле для свободного ценообразования и частного предпринимательства. Коммерческие условия деятельности шаг за шагом вводились и в государственном секторе. В течение последующих десяти лет преобразования были ускорены путем платной приватизации и создания сильного банковского сектора, в Венгрии успешно проводились программы реформирования предприятий и привлечения иностранного капитала.

Однако следует отметить, что медленные реформы обусловили длительный период застоя в венгерской экономике. Так, экономический рост здесь прекратился еще в 1986 г. и возобновился только почти десять лет спустя – в середине 1990-х годов. Венгерское государство несет высокие социальные расходы, которые часто превышают финансовые возможности бюджета. Поэтому Янош Корнаи назвал Венгрию «преждевременно родившимся государством всеобщего благоденствия». Бремя высоких социальных расходов провоцирует инфляцию и заставляет венгерское правительство периодически принимать программы жесткой экономии.

Удачным считается градуалистский опыт Китая. Действительно, с начала 1980-х годов Китаю удается поддерживать высокие темпы развития и одновременно проводить экономические реформы. Благодаря быстрому росту экономики — до 10% в год – Китай вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада. Принцип китайских реформ можно охарактеризовать словом «прагматизм». Китайское руководство не препятствует рыночным отношениям там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым.

Рыночными стали и сельское хозяйство, где даже в годы Мао Цзе Дуна сохранялось частное землевладение, и мелкая и средняя городская промышленность.

Основная стратегия Китая при переходе от планового хозяйства к рыночной системе заключается в постепенной децентрализации принятия решений, включая либерализацию экономики. В Китае понятие «рыночная экономика» не противопоставляют государственному регулированию как таковому; это понятие считают несовместимым с командно-распределительным механизмом, обслуживавшим отношения между экономическими агентами в социалистических странах.

Ведущим признаком китайского градуализма в отечественной и зарубежной литературе считается отказ от одномоментной либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики. В самом же Китае сущностью градуализма считают так называемую «двухколейность».

«Двухколейный» подход означает строительство рыночной колеи параллельно плановой. Это касается всех сфер и секторов экономики: структурной реформы, снятия контроля над ценами, рыночной реформы предприятий, регионального развития, фискальных отношений между Центром и местными органами самоуправления. «Освобождение» цен при этом подходе осуществляется путем:

  • открытия свободного рынка без изменения при этом объема государственных поставок по более низким плановым ценам;
  • постепенного изменения плановых цен с целью выхода на уровень рыночных цен. На поставки, планируемые по плановым ценам, обычно устанавливается квота, если их объем со временем снижается. Такой подход введен в конце 1978 г. при быстрой и всеобщей либерализации сельскохозяйственного сектора, в то время как промышленный сектор продолжал существовать в условиях традиционного планового управления.

Реформирование китайской экономики шло по пути, который прежде использовали Япония, Тайвань, Южная Корея для перехода от потрясенной войной или неразвитой экономики к рыночной. Этот путь предполагает:

  • создание государством основных институтов, включающих права собственности, юридическую систему, надежную валюту, коммерческие и инвестиционные банки, правила коммерческой деятельности, бухгалтерию, страхование, финансы и рекламу;
  • создание конкурирующих городских и сельских предприятий;
  • правительство, которое обладает активностью и стабильностью на всех уровнях – национальном, областном, городском, районном и сельском. Сильное и активное правительство должно играть главную роль в осуществлении переходных мероприятий путем оказания помощи в создании институтов рыночной экономики. Речь идет, прежде всего, о правилах, законах, рамках экономической деятельности хозяйствующих субъектов, включая систему социальной безопасности. В качестве особых мер правительство может проводить активную экспансионистскую политику, охватывающую: погашение задолженности по заработной плате и пенсиям; инвестиции в инфраструктуру; реструктуризацию государственных и приватизированных предприятий и т.д.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − девять =