Государственные финансы

Государственные финансы (public finances) — денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др.

Государственные финансы являются составной частью финансовой системы страны. По экономическому содержанию государственные финансы неоднородны, они включают:

Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных финансов, государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Наиболее важную роль играет государственный бюджет. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются государственные целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию социальной сферы, выполнению международных и внутригосударственных обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, государственному управлению.

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся:

  • государственные внебюджетные фонды социального назначения, формируемые для реализации конституционных прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.);
  • другие целевые федеральные и региональные фонды (инновационного, экологического, регионального развития и т.д.), находящиеся в ведении министерств и ведомств.

Государственный кредит позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, которые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти для финансирования расходов, не обеспеченных бюджетными доходами. Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

Финансы государственных унитарных предприятий отличаются особенностями, вытекающими из экономических условий хозяйствования в конкретной стране. Так, в России финансы государственных унитарных предприятий состоят из финансов предприятий (организаций, учреждений), основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и финансов казенных предприятий, основанных только на праве оперативного управления.

Государственные финансы возникли в период становления товарно-денежных отношений и создания государства как политической надстройки общества. Однако первоначально объем денежных операций по обеспечению государственных потребностей был невелик. Только в период позднего феодализма развитие городов, ремесел, торговли постепенно приводило к расширению денежных отношений: получали распространение таможенные пошлины (особенно внутренние), развивались налоговые платежи. По мере роста государственных потребностей и все большего разнообразия их видов возникала необходимость в денежном их обеспечении, что объективно обусловливало развитие государственных финансов, постепенно становившихся материальной основой существования государства и выполнения им своих функций.

Формами функционирования государственных финансов являются государственные доходы и государственные расходы. Первые представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием централизованных финансовых ресурсов в руках органов государственной власти (федеральной и региональной) и децентрализованных финансовых ресурсов в распоряжении государственных предприятий. Централизация финансовых ресурсов дает государству:

  • возможность проводить единую финансовую политику;
  • обеспечивать развитие производственных и социальных инфраструктур;
  • перераспределять средства в интересах регулирования экономики с целью повышения общей ее эффективности;
  • добиваться выравнивания степени удовлетворения социальных потребностей граждан в пределах установленных социальных стандартов.

Главным источником государственных доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования государственных доходов выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хозяйственный оборот. Центральное место в государственных доходах занимают налоги; наряду с ними постепенно увеличиваются поступления от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), от продажи (сдачи в аренду) государственного имущества; в связи с ростом бюджетного дефицита расширяются масштабы государственных заимствований. Государственные расходы выражены финансовыми отношениями, возникающими в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей.

Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества при развитии экономики и социальной сферы, осуществлении государственного управления, охраны государственных границ, поддержании внутреннего порядка в стране и т.п. Здесь государство выполняет свои функции как непосредственно через систему органов управления, так и через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства (через систему бюджетных и внебюджетных фондов) и расходов государственных унитарных предприятий, осуществляемых в целях регулирования экономики путем инвестирования реального бизнеса, формирования государственных внебюджетных фондов социального назначения, удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, соответственно преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 2 =