Фирма

Фирма, фирменное наименование (trade name) — наименование, под которым выступает юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, и которое позволяет индивидуализировать его среди других участников гражданского оборота.

Фирма (от итал. firma — подпись) —

  1. тип предприятия;
  2. фирменное наименование (фирма), наименование юридического лица, индивидуализирующее его в гражданском обороте. Фирменное наименование подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц. Фирменное наименование является объектом промышленной собственности.

Фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму предприятия и отражать ее особенности (например, в фирменное наименование товарищества должно быть включено имя (наименование) хотя бы одного полного товарища). Наименования унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Фирма должна соответствовать принципам истинности и исключительности. Это означает, что запрещается вводить в фирменное наименование данные, не соответствующие действительности или способные ввести в заблуждение, фирменное наименование также должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Право на фирменное наименование относится к личным имущественным правам. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Право на фирменное наименование является неотчуждаемым, оно может быть передано другому лицу лишь одновременно с передачей самого предприятия. Однако допускается пользование чужим фирменным наименованием на основании договора коммерческой концессии (франчайзинг), заключенного на определенный срок или без указания срока. В целях защиты интересов третьих лиц пользователь чужого фирменного наименования обязан информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует фирменное наименование в силу договора коммерческой концессии.

Право на фирменное наименование носит бессрочный характер и прекращается с ликвидацией юридического лица, однако оно может прекратиться также в случае добровольного отказа от своего права владельца фирмы, при реорганизации, а также по решению суда, принятому в результате несоответствия фирменное наименование требованиям закона.

Право на фирму как один из элементов промышленной собственности относится к исключительным правам ее владельца, которые распространяются на всю или часть территории, для которой соответственно действует центральный или местный торговый или фирменный реестр, в который внесена фирма. К исключительным правомочиям владельца фирмы относится использование ее различными способами в хозяйственных операциях: в рекламе товаров и на вывесках предприятия, в качестве элемента товарного знака, на упаковке товаров и т.д. Владелец фирмы обязан указывать фирменное наименование в документации — на бланках коммерческой корреспонденции, в сделках, на исковых документах и т.д. Исключительность права на фирму состоит в том, что другие коммерсанты устраняются от использования тождественного или сходного обозначения в качестве своего фирменного наименования или товарного знака и не имеют права пользоваться им в деловой практике. При этом владельцу фирмы предоставляется абсолютная защита против применения данного наименования в целом или наиболее отличительных, существенных элементов в его фирменном наименовании или товарном знаке любого третьего лица, приступившего к использованию тождественного или сходного обозначения в более поздний срок.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − десять =